В Красноярске прошел «Театральный синдром» – один из флагманских проектов Фонда Михаила Прохорова. Главным спектаклем фестиваля стала масштабная постановка «Война и мир» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Поговорили с директором театра им. Вахтангова Кириллом Кроком.
О выборе спектаклей для фестиваля
— С моей точки зрения, уж коли мы приезжаем, и чтобы это не был театр одного спектакля, а был показан полноценный репертуар, в состав гастрольной группы можно добавить трёх артистов, и тогда мы сможем сыграть еще два спектакля.
Каждый по два раза - и для детей, и для камерной сцены. Мы всегда выезжаем на гастроли с большими проектами, и я также предложил Валентине Тислянковой, руководителю представительства Благотворительного Фонда Михаила Прохорова в Красноярске, в рамках столетия театра привезти выставку, посвященную истории Вахтанговского театра. На выставке будут представлены костюмы, реквизит, афиши, программки, которые рассказывают о наших знаковых спектаклях. Мы оставляем её в регионе на месяц, а потом, через месяц, вы возвращаете ее в Москву. Фонд согласился: «да, будем делать».
О сохранении истории и доме-музее Евгения Вахтангова во Владикавказе
– Создание Дома-музея Евгения Вахтангова во Владикавказе на этапе завершения. Вот знаете, есть такая поговорка о «Иване родства непомнящего», и я не хочу, чтоб Театр Вахтангова был «Иваном» не помнящим своей истории.
Во-первых, мы очень бережно сохраняем все. Выпуск каждого спектакля сегодня нам кажется делом обычным, но через 10, 15, 20 лет — это будет уже часть истории нашего театра, поэтому мы тщательно собираем все, связанное с этим спектаклем. Вы спросили, как мы сохраняем историю. Мы купили специальный сканер-3D (очень большого размера), и на нем в течение полутора лет оцифровали все афиши за вековую историю Театра Вахтангова. От первой афиши «Принцесса Турандот» – до сегодняшних дней. Сотрудник музея оцифровывает изображения высочайшего качества – если их увеличить, видно каждую складочку. Все материалы по спектаклям сложены в порядке хронологии. Сейчас начинаем оцифровывать все, что выходило о каждом спектакле в прессе. Эта работа займёт ещё полтора года. Таким образом, в течение пяти лет мы хотим все предметы нашего музея перевести в цифру и выложить это на наш официальный сайт. Потому что, как говорил классик, «бумага горит, а рукописи хоть не горят, но, бывает, портятся».
Дом во Владикавказе – это память. Можно было, конечно, этого не делать и никому особо, знаете, не рвать и не стучать себя в грудь. Пить шампанское на Арбате: «вот мы крутые, мы первый театр в России, и все у нас хорошо» и знать, что во Владикавказе, где Евгений Вахтангов родился, дом превратился в коммуналку и просто разрушается.
Я не хочу делать там музей, для меня это какое-то мертвое пространство. На первом этаже мы построим театрально - концертный зал на 100 посадочных мест, где три раза в неделю мы будем представлять программы. Будет работать кафе 24/7 (условно) и бесплатный wi-fi, чтобы там всегда были люди. А на втором этаже – экспозиционные комнаты (аналог тех, где жила семья Евгения Богратионовича). Вот каким будет Дом Вахтангова во Владикавказе.
Мы планируем завершить этот проект до конца этого года, а весной в марте устроим торжественное открытие на улице (так как домик маленький), чтобы это было событие для города, для республики. Это будет уличное представление: перед домом поставим сцену, оборудуем огромные экраны, свет, звук, приедут наши артисты, приедут наши друзья эстрадные исполнители и сделаем такой потрясающий городской праздник с фейерверками. Так мы откроем дом Вахтангова.
Об актерах, занятых в театре и в кино
— В нашем театре большая яркая труппа, где почти все артисты снимаются. Вот, например, Павел Попов, который в театре служит уже восемь лет – он сейчас снялся в двух очень популярных фильмах, у него огромная армия поклонников, и он блистательно сыграл Пьера Безухова в спектакле «Война и мир». Но у нас есть правило, что пока театр не выпустил репертуар – а мы его выпускаем на 3-4 месяца вперед – артист не имеет право никакой кинокомпании, никому другому раздавать свое свободное время.
Об истории
— Знаете, история Вахтанговского театра циклична, на протяжении ста лет все повторяется. Так было, когда театр родился. Евгений Богратионович Вахтангов выпустил гениальный спектакль «Принцесса Турандот», на который нельзя было попасть. Это было открытие. После этого он лежал дома и почти не бывал в театре, а через полгода умер.
Сегодня Вахтанговский театр вступает во второе столетие – и история вновь повторяется. Римас Туминас, с моей точки зрения, выпустил гениальный спектакль «Война и мир». История повторяется и в плане болезни, и в плане политической ситуации.
Сейчас мы работаем без художественного руководителя. Где взять такого талантливого человека - по своей организации и по своим деловым и человеческим качествам? Который не будет разваливать театр Вахтангова, будет понимать, что театр должен быть разным? На сцене должны быть и «Война и мир», и «Дядя Ваня», и «Евгений Онегин», и «Соломенная шляпка», и «Мадемуазель Нитуш» – и только в этом может быть успех его репертуара.
Театр – это всегда история горки сухого песка на пляже: любые ветра, которые проносятся мимо этой горки, составляют маленькие песчинки, которые с самой высоты медленно скатываются вниз, поэтому все время надо двигаться и укреплять эту пирамиду театра. Это всегда нахождение творческой субстанции в неком творческом кризисе. Поэтому я, безусловно, не претендую на роль художественного руководителя в театре и не хочу им быть.
Самое страшное, что лично для меня произошло сегодня – это вынужденный уход Римаса Владимировича из театра. Будем искать нового художественного руководителя. Надеюсь, что сама жизнь нам подскажет, и мы увидим этого человека, и он найдет какие-то общие взаимосвязи с труппой театра, найдет с ней общий язык.