Прецедентов исключения из санкционной политики против России будет все больше, отмечает Владислав Иноземцев на Кремлевском безБашеннике, и с ним трудно не согласиться. Истории с блокадой Литвой транзита в Калининградскую область, с досмотром российского корабля Турцией, с турбиной для «Северного потока» - это, по большому счету, частности, демонстрирующие, что санкционный режим «здесь и сейчас» не работает и не работал. Но, конечно же, неверно полагать, что можно надеяться на какие-то его послабления или, наоборот, что Европа и США решат: больше никаких исключений.
Санкционная политика — это игра вдолгую. ЕС уже отлаживает альтернативные пути поставок энергоносителей, интенсифицирует программы перехода на альтернативные (там где это можно) виды добычи энергии. Эти программы и так реализовывались, теперь они стали для Евросоюза не просто частью экологической политики, но политики выживания.
Другое дело, что «срок годности» европейских правительств не велик и напрямую зависит от общественного настроения, он заметно короче, чем то время, которое требуется на полную отстройку евроэкономики от российского рынка. Общественное мнение, как маятник, уже давно качнулось назад: своя шкура (особенно зимой) важнее, чем трибунные выступления европолитиков в поддержку Украины. Так что едва ли «долгая» санкционная игра — это то, что сейчас может позволить себе собирательный Запад.
Однако и для экономики России запас прочности тоже заканчивается. Отсроченный эффект санкций пока искусственно затормаживается, но осенью эффект воздействия может оказаться довольно сильным.
Так что ждем очередных обоюдных шагов в поисках нового динамического равновесия.