Найти в Дзене

Развиваем фантазию методом преувеличения и приуменьшения

Метод преувеличения и приуменьшения используется очень широко, это дает нам множество образных решений для описания какого-то явления. И что очень важно, техника преувеличения/приуменьшения позволяет развивать воображение ребенка, от которого мы пока еще не ждем профессионального текста, но хотим выработать новые навыки.

Давайте вначале рассмотрим, как данная методика используется при создании главных или второстепенных персонажей в сказке. Если персонаж обладает огромным ростом (великаны, Гулливер (в Лилипутии), дядя Степа, Гигантика («Монстры против пришельцев»)), то это оказывает существенное влияние на сюжет. Разница в росте между персонажами влияет на все сцены, автор использует огромное количество стилистических приемов, чтобы читатель смог увидеть эту разницу. И когда это удается, возникают описания, поистине поражающие воображение, в этих сценах можно увидеть новое отражение мира, новую игру понятий.

Если же персонажи обладают, напротив, невероятно маленьким ростом, то вновь меняется весь мир, когда мы смотрим их глазами. Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Нильс, гномы, Чип и Дэйл… Если увидеть происходящее так, как видят они, наш мир будет совершенно иным. Например, полет Нильса на диком гусе — на птице, которую люди привыкли воспринимать как достаточно небольшую: когда мы смотрим на нее глазами крошечного персонажа, то эта птица становится огромной. Алиса, когда уменьшилась в несколько раз, по-другому увидела все предметы, они стали совершенно иными, чем были минуту назад, когда она была своего нормального роста. В сказке про Дюймовочку при помощи роста главной героини автор воздействует на читателя иначе, он не переворачивает наш взгляд на привычный мир, а показывает сказочную жизнь маленьких существ — мыши, жаб, жуков, эльфов.

Прием невероятно большого или маленького роста персонажей отлично можно использовать для развития фантазии, помочь увидеть в окружающем мире нечто новое, доселе неизвестное, то, что нельзя увидеть другими способами.

Мы фантазируем, используя формулы «а как было бы, если…», «как изменился бы мир, если…», «что бы увидел персонаж, если…». Во время своих занятий по сказкотворению с детьми я применяю эти приемы, мы через игру учимся смотреть на мир по-новому.

-3

Вначале я прошу детей вспомнить всех персонажей небольшого роста. Часто дети, помимо уже названных в этой статье, добавляют персонажей из мультфильмов, а также мелких животных и насекомых, это показывает то, что они прекрасно поняли задание и уже сталкивались с таким художественным приемом. А дальше я предлагаю придумать собственного персонажа необыкновенно маленького роста.

  • Какой рост будет у этого персонажа?

Следуют весьма изобретательные ответы: с цветочек, с флэшку, с мое колечко, с камушек, с игрушку, со снежинку… Обычно идет сравнение с уже существующими предметами, иногда дети младшего возраста пытаются руками показать предполагаемый рост персонажа — «вот такой».

  • Где он будет жить?

Дети высказывают свои предположения. Называют всевозможные коробки и шкатулки. Предлагают поселить его в какой-нибудь ящик у себя дома. Обсуждаем, где бы он мог жить вне дома. В качестве его жилища бывают названы и трещины в стенах, и кормушки для птиц, и деревья. Предлагают и разные маленькие домики, выдумывают целые города, населенные такими персонажами. Важно, что, отвечая на этот вопрос, они учатся видеть мир иначе, пытаются найти место для нового крошечного существа. Это дает толчок для развития сознания.

  • Где он найдет себе еду и чем он будет питаться?

Его предлагают кормить человеческой едой или едой небольшого размера — семечками и орехами. На вопрос, как он будет раскалывать орехи, после короткого замешательства мы начинаем придумывать множество способов: подкладывать орехи под машины, просить кошку или собаку, чтобы она их раскусила (обычно дети уверены, что этот новый придуманный персонаж будет понимать язык зверей). Были предложения поселить его в магазине, чтобы он там и питался.

  • Где он возьмет себе одежду?

Сошьет сам, или ему сошьют люди. Он заколдует человеческую одежду, чтобы она стала его размера. Возьмет у гномов — был один из гениальных ответов

Отвечая на эти вопросы, дети ищут лазейки в привычном мире, которыми мог бы воспользоваться этот крошечный персонаж, они ломают привычную систему, меняют стереотипы, вдруг понимают, что крошечный персонаж может необычно использовать уже привычные предметы.

Игр с ростом персонажей может быть огромное количество, дети бесконечно продолжают фантазировать, это надо поощрять, просить придумать еще какие-нибудь детали. После ответов на вопросы про персонажей можно попросить детей придумать с ними интересную историю или сказку.

Кадр из мультфильма «Алиса в Стране чудес»
Кадр из мультфильма «Алиса в Стране чудес»

Увеличивать и уменьшать можно практически все, что часто делается при написании сказок и волшебных историй. Сказка не претендует на правдивость — напротив, «сказка ложь», а образные средства, используемые в повествовании, нужны для создания нужной эмоции у читателя.

В сказках есть интересный прием работы со скоростью персонажа: «...пошел он, шаг вперед, два назад, но рано или поздно все же добрался до…» Здесь явное приуменьшение скорости персонажа, таким способом передвижения невозможно добраться до места. Иногда для преувеличения скорости используется прием полета на животных-помощниках.

В сказках часто при постановке задач герою даются невыполнимые условия, для выполнения которых потребуется преувеличение возможностей человека: «принеси мне то, не знаю, что» или «сделай то, что я загадала». Как это сделать, как догадаться, что окажется нужным или задуманным?

Часто приемы преувеличения/ приуменьшения используются для описания локаций. Например, «лес такой дремучий, что ни птице не пролететь, ни зверю не пройти» — но лес не может быть таким, однако эта фраза сослужила свою службу: мы поняли, насколько непроходимым был лес намного лучше, чем если бы его нам описали как «густой». «Дворец такой большой, что за три дня конному не обскакать» — опять же в этой фразе невероятно сильное искажение информации, но вместе с тем такое описание гораздо ярче действует на эмоции, чем просто «дворец был большим».

Плавно мы подошли к еще одному важному аспекту. Давайте рассмотрим замечательный способ преувеличения/приуменьшения для более яркой образности языка и усиления выразительности речи. И в литературе, и в общении с другими людьми мы часто, не задумываясь, применяем этот метод — гиперболу (преувеличение) и литоту (приуменьшение).

Гипербола — это намеренное стилистическое преувеличение, образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого. Это преувеличение обычно поражает воображение, читатель понимает, что настолько большим, громким или сильным явление быть не может, но понимает, насколько оно значимо для повествования.

-5

Многие гиперболы, если воспринимать их смысл напрямую, покажутся абсолютно безрассудными, — например, невозможно и в самом деле не видеться с человеком сто лет (обычно так говорят, когда не встречались лишь несколько дней), невозможно ждать целую вечность (так говорят, когда прождали несколько минут), напугали до смерти (но человек жив и рассказывает все это). Впрочем, люди и не пытаются увидеть прямое значение гипербол, они воспринимают их как средство описания, создания экспрессии, позволяющее сохранить интерес к их рассказам.

Поиграйте с ребенком, попросите, чтобы он сам придумывал яркие гиперболы. Разумеется, мы не будем говорить напрямую «придумай-ка мне гиперболу», вероятно, такая просьба и взрослого введет в состояние ступора (кстати, «ввести в состояние ступора» это — тоже гипербола). Мы задаем вопросы и просим, чтобы ребенок придумывал сравнения. Зачастую детям тяжело точно выразить свои мысли, подобрать верный образ, главное — не торопить, объяснить еще раз, что от них требуется. И обязательно надо похвалить даже в том случае, если ничего не получилось, — особенно в том случае, если ничего не получилось, лишь так мы сможем стимулировать заниматься дальше.

-6

Вот несколько наиболее ярких ответов, которые мне довелось услышать на занятиях с детьми, когда мы придумывали преувеличения. Я не буду приводить штамповые примеры (быстрый как ветер), которые дети повторяли, услышав где-то, только их собственные мысли.

  • Шумный как…? Трактор, когда его заводят, если идти мимо. Ремонт, когда за стенкой. Барабан или лучше труба.
  • Быстрый как…? Гоночная машина. Мячик, если по нему сильно ударить.
  • Жарко как…? На Солнце. Как если болеешь. Как в шубе. На плите.
  • Царь был бедный, как…? Как и нищий. Как Иван-дурак. Как я, потому что у меня нет денег.

В противоположность гиперболе можно привести литоту, или, как ее еще иногда называют, обратную гиперболу. Гипербола всё преувеличивает, литота все приуменьшает. Литота — это образное выражение, приуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Точно так же, как и гипербола, литота служит для создания более яркой, образной речи, мы можем точней передать эмоцию, если будем приводить явное приуменьшение. Съел лишь каплю супа, домик у крестьянина был небольшой, как горошина.

Детей можно попросить придумать литоту точно так же, как и гиперболу, — и они начинают давать любопытные ответы! Достаточно интересная литота была у одного ребенка: «медленный, как Интернет». Реальность диктует нам новые образы.

Не обязательно, чтобы гипербола или литота были выражены лишь одним словом, это может быть и словосочетание, и предложение. Главное, чтобы была образность, чтобы было эмоциональное воздействие. Одна из целей создания сказок, это именно воздействовать и развивать воображение у читателей, особенно у самых маленьких.

Попробуйте использовать этот метод как игру с вашими детьми. Будет весело!

Светлана Кривошлыкова – детский писатель, Председатель Союза детских и юношеских писателей.

Статья подготовлена при поддержке Союза детских и юношеских писателей
Статья подготовлена при поддержке Союза детских и юношеских писателей
- Союз детских и юношеских писателей

#souzdetlit #союздетлит #советыписателям #игрысдетьми #развитиевоображения #детская литература #литература для детей