- Как попасть на занятия к логопеду?
- Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?
- Станет ли мой ребёнок "как все"?
- У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это?
Как попасть на занятия к логопеду?
Дети, посещающие дошкольные группы ГБОУ Школа Бибирево, находятся под динамическим наблюдением учителя – логопеда. И, если логопед выявляет значительную задержку в речевом развитии ребёнка, то он может посоветовать прохождения ЦПМПК. Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК) определяет специальные потребности ребенка, используя комплексную диагностику его психофизического развития. Это помогает подобрать индивидуальный образовательный маршрут и лучшие условия для его обучения и развития. Именно данная комиссия может порекомендовать раннюю логопедическую коррекцию речи, то есть индивидуальные занятия с логопедом, с 3 – 4х лет.
Если же речь ребенка активно развивается и нарушено только звукопроизношение, то необходимости в прохождении ЦПМПК нет. Дети с фонетическим нарушением речи (нарушенным звукопроизношением) зачисляются на службу логопедического сопровождения не позже, чем за год до перехода в школу.
Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?
Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду за год до школы. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка.
При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» - теперь, «масалет» - самолет, «агат» - виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками.
Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более.
Станет ли мой ребёнок "как все"?
Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения. Результат коррекционной работы зависит от многих факторов: степени выраженности нарушений, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности оказания помощи и регулярности занятий, комплексности воздействия, заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений. Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в ни меньшей степени они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.
У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это?
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями ребенка. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Интернет и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.
Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.
ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
учитель – логопед, Ратникова Светлана Александровна