В 2022 году российская художница Ольга Чернышева стала лауреатом премии Фонда современного искусства Даниэля и Флоранс Гарден в номинации «Рисунок 2022». Ее работы хранятся во многих известных галереях: Tate, Louis Vuitton, Музей Виктории и Альберта. С чего начался творческий путь Ольги и каким на ее взгляд должен быть современный живописец — читайте в новом материале.
Начало карьеры и выбор медиа
Художница не хотела изначально полностью посвящать свою жизнь искусству — она намеревалась стать ветеринаром. Творческий путь Чернышевой начался в 80-е годы. Однако большую известность она приобрела в 90-е, довольно непростое время для СССР. Тогда она занималась написанием небольших эссе и заметок о событиях, происходящих на тот момент в стране, и только потом от писательского ремесла перешла к живописному, чтобы отражать события уже не текстом, а рисунком.
Ольга не работала в одном медиа, уже тогда она пробовала себя во многих формах: от инсталляций и рисунков она перешла к видеосъемке и фотографии. Позже она получила профильное образование. В 1986 году оканчила ВГИК по специальности «художник кино и мультипликации».
С 1987 по 1991 год Чернышева — участница содружества арт-сквота «Фурманный переулок» вместе с Фаридом Богдаловым, Юрием Альбертом, Леонидом Тишковым. Уже в начале своей карьеры Ольга участвовала в выставках отечественного и зарубежного уровня: «In De USSR En Erbuiten» в Stedelijk Museum («В СССР и не только») в Амстердаме, «Weight and Madness» («Вес и Безумие») в галерее Fernando Duran в Мадриде.
В 1996 году художница закончила RABK (Королевская академия изящных искусств в Амстердаме). В одном из интервью она рассказывала, что во время учебы в академии ей приходилось самостоятельно осваивать печать фотографии. Чернышева во время учебы занималась видеосъемкой, работала с сериями, участвовала в выставках. Однако, по ее рассказам, за время учебы в академии она не использовала все возможности развития так, как могла бы применять в творчестве сейчас.
От первой выставки до участия на Венецианской биеннале
Первое участие Ольги в выставке произошло в 1986 году в Московском Доме художника. Там она представила свою дипломную работу — серию иллюстраций к произведению «Повесть о художнике Федотове» Виктора Шкловского, затем дипломная работа была куплена американцем, интересующимся советским искусством. Однако дальнейшая судьба этой серии неизвестна. Художница отметила в одном из интервью, что это был первый ее заработок как художника.
Участие на Венецианской биеннале принесло Ольге большую известность не только в России, но и за рубежом. После окончания академии Чернышева, как и многие ее однокурсники из RABK, участвовала в форуме от российского павильона. В 2015 году на мероприятии она представила серию видеоработ «Screens».
Современный художник — не только ремесленник
В одном из интервью Ольга поделилась, кем, на ее взгляд, сегодня может быть современный художник — в классическом смысле любой живописец должен обладать общепринятыми навыками при работе с творчеством, но с другой стороны, современное искусство не имеет правил.
Ольга считает, что современное искусство представляет собой «взвесь» и не имеет четкой структуры, поэтому большинству художников сложно найти стиль или жанр, в котором можно работать. Поэтому она убеждена, что не стоит уходить от классического смысла ремесла, однако современное искусство еще нуждается в формировании своей четкой структуры.
«Панорама»
Ольги Чернышева представила работы серии «Панорама» на одноименной выставке в Stella Art Foundation в 2006 году. Это был один из важных проектов в ее карьере. Павильон представлял серию рисунков, демонстрирующих эмоции, полученные от нахождения художницы рядом с «Круговой кинопанорамой».
Инсталляция стала первой первой после долгого перерыва в использовании живописной техники. На многих изображениях можно заметить промежутки между фрагментами. Это символ возвращения в настоящее из прошлого. Сюжеты картин взяты из реальной жизни. Павильон купила галерея Stella Art Foundation в этом же году.
Серия «От депутата» написана в 2008 году. Изображения выполнены в технике печатной графики и представляют композицию из снимков графических уличных изображений, выражающих поддержку депутату Борису Громову, который участвовал в выборах.
Изображения нарисованы баллончиками с краской. Точно неизвестно в какой именно цветовой гамме выполнены рисунки, поскольку фотографии черно-белые. Граффити отражают программу депутата по улучшению градостроительства в Москве. Галерея Foxy Production купила работу в Нью-Йорке в 2008 году. Фотографию изображений работ Чернышевой для галереи предоставил Марк Вудс.
Ольга Чернышева с 2017 года проводит эксперименты, связанные с рисованием на Ipad в формате графического рисунка. Одними из таких работ является ее серия 2022 года «Москва-река», в которой художница изобразила своих персонажей наподобие капель воды из реки. Каждый из них нарисован в холодных цветовых оттенках. В серии представлены герои, которые отправляются в плавание. На каждой картине персонажи изображены в уменьшительном порядке: от пятерых купальщиков до одной. В представленном рисунке изображена только одна героиня. Сейчас картина выставлена на продажу. Находится она в галерее PiranesiLAB.
Ольга Чернышева сейчас
Ольга Чернышева сегодня — одна из востребованных и известных художниц России. Она входит в ТОП-100 признанных живописцев по версии журнала ART AND HOUSES и занимает четвертое место. Художница сочетает в творчестве несколько медиа: живопись, живопись, инсталляцию, иллюстрацию, дизайн, фотографию, видеосъемку. В ее творчестве много зарисовок событий, происходящих в реальной жизни. Ольга по-прежнему отражает в своем творчестве то, что происходит прямо сейчас. Она редко использует в работах сюжеты и персонажи, придуманные лично ей. Поэтому многие критики называют ее «художницей повседневности».
В мае 2022 года Чернышева стала лауреатом премии Фонда современного искусства Даниэля и Флоренс Гарден в номинации «Рисунок 2022». Она представила серию рисунков, выполненных углем. Работы получили положительные отзывы жюри. Конкуренцию Ольге составили Хлоя Пьене и Герт и Уве Тобиас. Однако критики отдали свое предпочтение работам Чернышевой, отметив ее возможность уделять особое внимание тривиальным сценам из повседневной жизни.
Художница постоянно участвует в выставках. По возможности, Ольга старается уделять время и для отдыха, но, на ее взгляд, профессия художника и заключается в том, чтобы постоянно создавать. У художницы есть своя мастерская, в которой она бывает каждый день. Ольга даже из-за этого стала сравнивать себя с героем произведения Чехова «Человек в футляре» — Беликовым.
В мастерской Чернышева в основном занимается рисованием и фотографией, монтажу видео она отдает предпочтение дома. В дальнейшем она планирует заняться серьезным ее совершенствованием. Кроме этого, у художницы есть сайт, на котором представлено множество ее работ с выставок.