Найти тему

Банковская гарантия как последнее средство: а могут ли отказать в предоставлении?

На сегодняшний день банковская гарантия широко используется многими участниками рынка, причём как частными предпринимателями, так и компаниями. Широко используются для финансирования сделок, особенно государственного и муниципального уровня. С другой стороны, банковская гарантия распространена и при взаимодействии именно заказчика и поставщика. В сегодняшней статье мы поговорим о том, зачем же нужна банковская гарантия и в каких случаях в её предоставлении могут отказать.

Банковская гарантия – это документ, по-другому называется поручительством. Представляет собой бумагу, в который указан размер средств, выдаваемых подателю документа в банк. Финансовая организация выдаёт клиенту возмещение и требует эту же сумму у стороны-должника, по вине которой произошёл срыв сделки и клиент понёс убытки. Однако далеко не всегда банк выдаст поручительство.

Что необходимо для получения банковской гарантии?

Финансовая организация, предоставляющая поручительство, становится третьей стороной во взаимоотношениях поставщика и покупателя. При этом инициатором оформления и получения гарантии может быть кто угодно. Важно помнить, что не каждый банк имеет право выдавать поручительства. Так, это должно быть учреждение, функционирующее минимум 5 лет, с соответствующими полномочиями, данными Центральным Банком. Не меньше требований предъявляется и к самим клиентам. Это связано с тем, что банк рискует своими средствами. Перед принятием решения банк тщательно проверяет финансовое состояние клиента и поставщика. Оба должны предоставить документацию, в частности, бухгалтерскую отчётность. Таким образом, причинами последующего отказа в предоставлении гарантии может стать:

  • Уставный капитал и отчётность клиента меньше, чем обязательства перед бенефициаром (стороной заказчиком), то есть поставщик при необходимости не сможет покрыть издержки.
  • Плохие показатели бухгалтерской отчётности. В случае, если налицо убытки, в поручительстве отказывается.
  • Кроме непосредственно финансовой истории проверяется и то, как клиент или поставщик ранее взаимодействовали с банками по аналогичным поводам. При частых нарушениях условий, в предоставлении гарантии, как правило, отказывается.