Ты же бледная тень отлетевшего дня
Ты святая прозрачность кристалла
И Тебя воспевать, телу славу неся,
Слов так мало. (Николай Гумилёв)
Итак, Дамы и Господа, надеемся, мы сумели посеять зерно интриги в финале нашего предыдущего сюжета. Как вы хорошо помните, мы прервали наше повествование на той мысли, что Матильда Феликсовна Кшесинская имела непосредственное отношение к… поражению Российской Империи в Первой Мировой войне..!
Предвосхищая шквал вашего справедливого негодования, уважаемые ФиаскоФобы, спешим заверить вас, что сам факт поражения Империи в войне нами - авторами данного расследования - подвергается доказательному сомнению. То есть, мы осознанно понимаем, что подписание Брестского мира носило для России унизительный характер, только… это была уже не Императорская Россия, а большевистская!
Но мы хотим направить ваше внимание, дорогие читатели, на сам процесс военных действий, вернее, на боевые результаты Русской армии и на ту цену, которую пришлось заплатить русским солдатам за то, чтобы этих результатов достичь. И вот тут мы со всей ответственность готовы утверждать - цена (потери в живой силе и технике в боевых действиях против Тройственного Союза) была неоправданно высокой по вине (в значительной степени!) героини нашего расследования.
А вина Матильды Феликсовны заключалась в её амурных связях с уже упомянутым нами ранее Великим Князем Сергеем Михайловичем Романовым. Если быть ещё точнее - в том, как Кшесинская распорядилась этой связью в своих интересах, превратившись не только в Приму балета, но и в «Балерину от Артиллерии».
Поклонник (пылкий и интимный) талантов и прелестей Матильды, Великий Князь Сергей Михайлович (по совместительству двоюродный дядя Императора и… первого любовника Кшесинской) в 1905 году назначается (указом племянника) на должность начальника Главного артиллерийского управления и члена Совета государственной обороны. Соответственно, получает в свое распоряжение все военные пушечно - гаубично - орудийные закупки для Русской армии.
Далее происходят две судьбоносные для Матильды (как мы позже докажем - и для Империи тоже) вещи: во-первых, Кшесинская становится совладелицей, то есть, приобретает акции Путиловского артиллерийского завода (единственного частного военно-промышленного предприятия в России на тот момент). И во-вторых, превращается в своеобразного «агента влияния» французской артиллерийской фирмы «Шнейдер». Этот триумвират, Дамы и Господа, Великий Князь - Матильда - Шнейдер, превратил, в конечном итоге, Русскую императорскую армию начала Первой мировой войны в «пушечное мясо». И вот почему.
Согласно мнению специалистов - в данном случае мы имеем ввиду не себя, а военных историков, ни у Путиловского завода, ни тем более у компании Шнейдер не имелось в наличии каких бы то ни было преимуществ над другими поставщиками (немецкие Крупп и Эрхардт, британский Викерс, чешская Шкода) или другими Российским производителями вооружений (такие как Обуховский, Петербургский и Пермский казённые!! орудийные заводы, например). Никаких, разумеется, кроме одного - преступного картельного сговора между выше-упомянутыми действующими лицами.
Итогом этого сговора стало не только предбанкротное положение Пермского и Петербургского заводов, но и то, что к началу Первой мировой войны Российская империя подошла… практически не имея на вооружении тяжелых артиллерийских орудий (11 700 пушек разных калибров против 104 500 у Германии и Австро-Венгрии), за исключением старых образцов 30-ти и 40-летней (!!) давности!
Вы, конечно, имеете полное право возразить нам, уважаемые Дамы и Господа, в том смысле, что история не имеет сослагательного наклонения, и «что было бы, если бы…» Матильда Феликсовна на вмешалась в артиллерийскую кухню… сие неведомо никому, это факт. Но в защиту своей теории о катастрофической роли Кшесинской в судьбе собственного Отечества, мы готовы привести иные - абсолютно фактические - доказательства.
Никто из исследователей - как нашей эпохи, так и современников Николаевской России, не подвергает сомнению тот факт, что Матильда Кшесинская была очень (то есть, невероятно) состоятельной женщиной. Учитывая её прима-гонорары за балетные выступления (до 800 рублей за концерт), а также дорогущие подарки (драгоценности и недвижимость в виде Дома на Английском проспекте или дачи в Стрельне на берегу Финского залива), в этом не было бы ничего удивительного.
Но какими такими гонорарами возможно объяснить строительство невероятного особняка на Кронверкском проспекте в Петербурге размером 50 на 30 метров? Этого двухэтажного дворца с бильярдной комнатой, винным погребом, летним садом, внутренним двором, прачечной, сараями для автомобилей, коровником (!!) - и всё это в стиле Русского ампира, Людовика XVI и модерна! Или же приобретение Матильдой Феликсовной люксовой виллы на Французской Ривьере в пафосном местечке под названием «Чесночный мыс» (по-французски Кап-д’Ай) за нескромные 180 тысяч франков. Причем, и название-то у виллы оказалось весьма звучное - «Ялам», анаграмма имени её хозяйки.
Единственным разумным объяснением способности Мали Кшесинской позволить себе подобные расходы является - Государственная казна Российской Империи, которой она распоряжалась и растрачивала настолько же свободно, насколько любившие её Великие Князья позволяли ей делать это. И балет тут совершенно ни при чем.
Итак, уважаемые Дамы и Господа ФиаскоФобы, кажется, мы подошли вплотную к нашему основному вопросу: можно ли считать жизнь - личную, творческую, приближенную к императорской семье - Матильды Кшесинской фиаско, или она заслуживает иного определения? По нашему личному убеждению - и мы вас умоляем оспорить наши выводы - Матильда Феликсовна прожила потрясающую, невероятно счастливую, ооо-очень обеспеченную и доооо-лгую 99-летнюю жизнь. Несомненно, она являлась ярчайшей фигурой как на сцене Русского балета, так и для Русского богемного и придворного общества.
Другое дело - люди, её окружавшие… Её коллеги, её мужчины, её Отечество. Получили ли они такую же порцию счастью от общения с Малей, какой наслаждалась она сама? Наше мнение такого - Кшесинская брала от жизни всё сполна, но отдавать… не любила. Звание Примы, богатства, драгоценности, виллы, любовники, сын Володя - всё для себя. Ведь даже со своими сановными мужчинами она обошлась по своему вкусу - любила одного, денег маяла с другим, вышла замуж за третьего. А вот они-то её не предавали!
И в качестве постскриптума. Совершенно очевидно, что жизнь такой неординарной женщины, как Маля Кшесинская просто не могла бы обойтись без мистики. И мистика-то в ней присутствовала. Причем, настолько основательно, что современные историки и названные потомки Кшесинской до сих пор бьются над разгадкой этой «великой» тайны происхождения рода человеческого, которой «обладала» Императорская балерина.
Речь идёт, конечно же, о несметном богатстве, вернее, о наидрагоценнейшем предмете из всех Малиных драгоценностей. О гребешке для укладки волос.
Царица — иль, может быть, только печальный ребенок, —
Она наклонялась над сонно-вздыхающим морем,
И стан ее стройный и гибкий казался так тонок,
Он тайно стремился навстречу серебряным зорям.
Николай Гумилёв, «Отказ». 1907 г.
Эта расческа, названная «Гиперборейским гребнем», была обнаружена поэтом Николаем Степановичем Гумилёвым во время его экспедиции по Беломорским архипелагам в 1904 году. Этот древний довикинговый гребень был украшен фигурой молодой девушки в тунике, сидящей на спинах двух дельфинов. Изготовлен он был, якобы, из золота 1000-й пробы (!!), которое, однако, не гнулось и не мялось (а ведь чистое золото не только очень редкий, но и весьма ковкий металл), а также обладал… магической силой.
Само собой разумеется, что этот гребень оказался, в конечном итоге, в ручках (или в причёске) Примы-балерины. То ли она сама его купила у Гумилёва, то ли Ники изъял его из вещдоков экспедиции, то ли Великий Князь Сергей Михайлович выторговал его у Императора для своей пассии - сейчас уже неважно.
Интереснее другое: сама Кшесинская никогда не появлялась с ним на сцене или на публике, в мемуарах о нем она упоминает очень вскользь, но упоминания эти весьма любопытны. Она совершенно верила в то, что гребень имеет волшебную силу, он исполнял её желания и предсказывал будущее. А также - вот так сюрприз - стал причиной революционных событий 1917 года в России! Дескать, большевики тоже положили глаз на Гиперборейскую вещицу, и поэтому захватили особняк и дачу Кшесинской, перелопатили там всё вверх дном, но… гребешок не обнаружили.
Так что, Дамы и Господа, вырисовывается ещё одна - альтернативная - версия жизненного фиаско Мали Кшесинской. Магические гиперборейские силы вознесли её на вершину власти и богатства, но при этом разрушили всё, что её окружало, включая… саму Российскую империю.
Вот на этой потешно-мистической ноте, уважаемые ФиаскоФобы, разрешите завершить наше расследование житья-бытья Русских балерин в тесном кругу любвеобильной семьи Российских императоров XIX - XX веков.
С низким всем реверансом, ваша ФиаскоФобия.