Коллеги прислали на днях интересный афоризм.
Нет понятия "надо". Есть сильно завуалированное понятие "хочет кто-то другой".
Как сказал бы математик - согласна на три четверти. И вот почему. Потому что всегда важен контекст.
Есть "надо", полученные в ответ на собственное "хочу". Самое простое - возьмем первичные потребности по Абрахаму Маслоу. Еда, питье, жилье. Хочу есть-пить и комфортно жить - нужны деньги. Как их получить законным путем? Правильно, наняться на работу или открыть свое дело. Надо идти в налоговую, регистрировать ИП или юрлицо, возможно нанимать бухгалтера с юристом... Или же надо писать резюме, ходить по собеседованиям, выбирать подходящего работодателя... Надо. Но - в первую очередь вы осознаете, что надо именно вам.
Или вот еще: хочу выздороветь. Заболел человек гриппом, вызвал на дом семейного врача. "Доктор, не хочу болеть, хочу быть здоровым, что делать?" И тут доктор проводит обследование и дает рекомендации, при необходимости выпишет лекарство и скажет: "Надо соблюдать режим, а вот эти таблетки пить так-то по часам". Надо? Но надо вам, потому что вы хотите выздороветь.
Но увы, вот таких конструктивных "надо", когда это ответ на собственное "хочу", на мой взгляд мало, не более четверти от общего числа "надо" (и скорее всего - я неисправимый оптимист в этой оценке). И да, бывают другие "надо", которые отражают действительно не ваши "хочу", а чьи-то еще. И вот этих "надо" - большинство.
Возьмем семейную жизнь. "Тебе надо стать более мягкой и женственной", - говорит иной муж жене. А на самом деле это надо именно мужу, потому что жена у него изначально самодостаточная и уверенная в себе - а он как раз нет. Вот и надо мужу устранить источник психологического дискомфорта.
Или родители пристают. "Тебе надо родить ребенка!" - говорят они взрослой незамужней дочери. При мало-мальском выяснении подробностей оказывается, что надо вовсе не дочери - а именно родителям, которые хотят за счет статуса бабушки-дедушки возвыситься в обществе и в собственных глазах, ибо иначе не получается.
А коммерческая реклама? Тут порой просто песня. "Вам необходимо купить..." - и дальше предлагается что угодно, от удобрений до бриллиантов. Зачем мне удобрения, если у меня нет дачи? Зачем бриллианты, если я предпочитаю спортивный стиль? Но голос из телевизора или текст со страниц прессы настойчиво говорит - вам надо. А надо-то на самом деле не покупателю - а продавцу, чтобы добиться своей основной цели, то есть извлечь из продаж как можно больше прибыли.
Да и социальная реклама не отстает, и политическая. "Вы должны вести себя так-то в обществе" или "вы должны на ближайших выборах за меня проголосовать" - вот они, те "надо", которые транслируются народу, а на самом деле нужны неким общественным группам, чтобы эти группы хотя бы формально стали более крупными, или тому же кандидату в депутаты, чтобы попасть в вожделенную власть.
Так что - как минимум на 75% я с присланным мне изречением соглашусь. Увы.