Сайт может сам мешать собственному продвижению. Почему это происходит? Например, если веб-мастер по ошибке оптимизирует страницы под одинаковые или очень близкие по смыслу ключевые слова. В SEO это называется «каннибализация запросов».
В сегодняшней статье Rookee рассказывают, почему каннибализация мешает вывести ваш сайт на первые строки выдачи поисковиков и как с этим бороться.
Что такое каннибализация запросов
SEO (поисковая оптимизация) – конкурентная отрасль. За первые места в выдаче соперничают десятки страниц: поисковые системы определяют, какие из них более релевантны и лучше отвечают потребностям пользователя, и ранжируют их по соответствию. Качественные, релевантные и хорошо оптимизированные страницы оказываются на более высоких позициях – вплоть до топ-10, в который стремятся попасть компании. Для этого надо обходить конкурентов, оптимизировать страницы лучше, чем они. Каннибализация же – это явление, когда сайт начинает конкурировать… с самим собой.
Несколько страниц одного и того же ресурса «бьются» за места в топе по одному и тому же запросу – вот что это такое.
Как это работает и почему это плохо
Обычная причина каннибализации в SEO – несколько страниц сайта по ошибке оптимизировали под одни и те же или слишком похожие ключи. В результате обе странички оказались релевантны одним и тем же запросам, соответственно, за места в выдаче они будут конкурировать друг с другом. Это не значит, что в поисковой выдаче окажутся обе страницы: скорее всего, поисковик выберет одну из них, а вторую пользователи и вовсе не увидят. Почему это плохо? Есть несколько причин.
- В топе оказывается одна страница вместо двух или даже большего количества.
- Внешние и внутренние ссылки, которые могли расположиться на одной страничке и увеличивать ее рейтинг, оказываются распределены по двум и более страницам. А качественная и полная ссылочная масса повышает трастовость страницы, то есть уровень доверия к ней со стороны поисковиков. Ее полнота, стройность и логичность падают из-за разбиения на две страницы – соответственно, доверие снижается.
- Почему ценность ссылочной массы падает? Из-за того, что странички очень похожи, затрудняются перелинковка, навигация по сайту пользователей и поисковых роботов. Непонятно, на какую из двух страниц отправлять пользователя, который заинтересовался темой. То есть ссылки перестают быть наглядными и полезными и для людей, и для роботов. Те начинают путаться, из-за этого ухудшаются поведенческие факторы, индексация замедляется, и даже обновленные страницы попадают в выдачу медленнее.
- Если конверсионные действия у страниц неодинаковые, каннибализация ключевых слов мешает еще и конверсии. Одна из страничек, скорее всего, будет показывать более хорошие результаты – было бы логичнее отправлять людей на нее. Но если вариантов два, то часть пользователей будет переходить на вторую страницу, где конверсия ниже, – общий показатель упадет.
- Не факт, что страница, которую поисковик посчитает более релевантной и выберет для показа, будет более полезной, чем вторая, с точки зрения конверсии.
Из-за всех этих факторов каннибализация запросов скорее всего приведет к тому, что как минимум одна из страниц «утонет» и перестанет быть полезной. Выходит, что такая оптимизация только вредит: снижает полезность страничек и понижает общий рейтинг сайта.
Как бороться с каннибализацией ключевых слов
Желательно вообще ее не допускать – для этого надо постоянно следить за тем, как организован сайт, и не плодить лишние сущности. Но мы понимаем, что это может быть тяжело, а все предусмотреть невозможно. Поэтому рекомендации такие:
- Найти страницы, которые оптимизированы под похожие запросы, вручную или с помощью сервисов. Вручную это можно сделать, если самостоятельно вбивать в поисковик нужные запросы и искать по своему сайту. Если по одному запросу поисковик выдает несколько страниц одного сайта – это признак каннибализации трафика.
- Удалить лишнюю страницу, если она нашлась, а полезную информацию с нее перенести на другую страничку. Чтобы не возникло «битой ссылки» на несуществующую страницу, с ее веб-адреса стоит настроить переадресацию на оставшуюся;
SEO сложнее, чем кажется. Таких тонких нюансов, как каннибализация ключевых слов, в этой отрасли множество, и подобные проблемы сайта могут оказаться неочевидными для вебмастеров, которые не занимаются SEO вплотную.
С помощью сервиса Rookee вы сможете проверить сайт на наличие проблем, и добиться того, чтобы ничто не мешало вашим страницам на пути на первые строчки выдачи.