Строительство первого атомохода Советского Союза началось 24 сентября 1955 года в Северодвинске. Проект был секретный и о том, что именно собирают в доках, было известно считанным людям. Один из важнейших вопросов на атомной подлодке — безопасность экипажа. Здоровье матросов фактически оберегал лишь тонкий слой металла, разделявший два контура: первый непосредственно охлаждал ядерный реактор, второй считался чистым и отвечал за вращение паром турбин.
В марте 1958-го «К-3» официально вошла в состав советского ВМФ. При этом «К-3» была совершенно не готова к эксплуатации. Первые годы подлодка фактически все время находилась в состоянии перманентного ремонта. Протекали все парогенераторы, один из двух реакторов боялись запускать, повсеместно отказывали отдельные системы и механизмы.
17 июля 1962 года в 6:50 лодка «К-3» впервые в мире достигла Северного полюса. Вскоре атомоход опять сломался. Его переименовали в «Ленинский комсомол» и отбуксировали в Северодвинск. Там на заводе вырезали весь реакторный отсек, утилизировали его и заменили новым.
Во время патрулирования в Средиземном море 8 сентября 1967 года внезапно раздался сигнал тревоги. В мгновение ока первый и второй отсеки выгорели дотла вместе с 39 членами экипажа. Лишь позже в ходе расследования оказалось, что виной всему — маленькая уплотнительная прокладка на одном из узлов гидравлической системы.
Во время воспламенения кто-то из матросов закрыл люк, ведущий в торпедный отсек. В противном случае вся подлодка была бы уничтожена. В конце концов атомоход всплыл. Запустили дизель-генераторы и в течение нескольких часов провентилировали не затронутые огнем отсеки.
За инцидентом последовали разборки. Сначала специально сформированная комиссия назвала членов экипажа героями. Потом их же обвинили в пожаре, так как в одном из помещений нашли зажигалку.
Тем временем «К-3» почистили, подварили, подкрасили и укомплектовали новым экипажем. Служба подлодки продолжалась еще четверть века, до конца существования СССР. В 1991 году судно вывели из состава ВМФ и хотели превратить в музей. Но наступили тяжелые времена и о «Ленинском комсомоле» надолго забыли. За следующие годы атомоход проржавел и фактически разрушился.
Узнать подробности о программах и записаться на экскурсию можно по телефону: +7(499) 703-44-55