Ох, как же часто те, кто любит цитировать великих людей или "общеизвестные истины", цитирует их неполно или искаженно. Взять знаменитую фразу Сократа: "Я знаю только то, что я не знаю ничего" - мало кто, увы, вспомнит, что у этого изречения есть продолжение, которое кардинально меняет общий смысл всей фразы. "Иные не знают и этого".
А бывает так, что в общеизвестной фразе люди неверно понимают значение ключевого слова - и от этого тоже происходит искажение общего смысла. Как произошло с рассматриваемым нами сегодня утверждением.
И камень преткновения здесь - слово "принимать". Согласно психологическому словарю, принятие - это признание реальности как она есть, в частности, принятие субъектом своего тела, черт характера, способностей как они есть, принятие особенностей других людей. Но обратите внимание: нигде в этом определении к слову "признание" не добавлено "и обязательное одобрение".
Принятие само по себе не имеет эмоциональной окраски. Это признание, говоря языком правоведа, определенного человека или явления как юридического факта. "В книге профессора N написано, что любовь - это зависимость", "Баба Маша из 135-й квартиры считает, что имеет право всех подряд учить жить", "В России в 1917 году свершилась Октябрьская революция", "В скандинавских странах за жестокое обращение родителей с детьми действует уголовная ответственность", "У меня сейчас лишний вес" и т.п. Пока просто безличные факты.
Но второй этап работы с этими фактами - это непременно выражение своего персонального отношения к ним. Одобряю, не одобряю или мне безразлично.
И третий этап - это определение стратегии действия. "Исходя из того, что я чувствую, я добавляю разумную составляющую и выбираю путь моих действий". Если одобряю - буду ли помогать, продвигать, поддерживать и т.д. Если не одобряю - есть ли смысл активно сопротивляться и если да, то зачем. Если мне безразлично - то может ли стать небезразлично в будущем, если обстоятельства изменятся.
На практике же происходит так, что люди объединяют принятие факта, эмоциональную реакцию на этот факт и соответствующее действие. Получается употребление слова "принятие" в новом, расширенном значении: признаю - реагирую - действую. Хотя это не точно. Каждое из звеньев этой цепочки заслуживает отдельного внимания и отдельного наименования.
Проще говоря, факт принятия не исключает дальнейших эмоций и действий в любом направлении. К примеру, дама приняла, что сейчас у нее лишний вес. У нее три пути - одобрить пышные формы и наслаждаться стилем "плюс сайз", может, даже стать моделью в этом сегменте; не одобрить и купить абонемент в спортзал; остаться безразличной и продолжать интеллектуальный труд, не обращая внимания на внешность.
Но во всех трех случаях принятие свершилось.
Да, есть одно "но", когда вы выбираете стратегию действия. Вы не имеете права действовать незаконно. С тем же лишним весом - обзывать нормо- и гипостеничных людей "вешалками" или громогласно на форумах рассуждать "о собаках и костях" вы не имеете права, это будет как минимум нарушение границ личной жизни оппонента, а как максимум - оскорбление. Даже если вы комментируете чье-то публичное поведение - вы всегда связаны выбором выражений, а также очень желательна аргументация вашей позиции.
("А то что?" - А то с вами просто перестанут общаться.)
Ну, и насчет любого "надо" в любом изречении давайте всегда будем задумываться о том, о чем мы сказали вот в этой статье: надо кому? И надо ли мне? Во фразе, что человека надо принимать таким, какой он есть, как раз есть такая опасность, что это надо этому человеку, который желает творить, что хочет, не считаясь в том числе с законами.