Вопрос обзора в танке всегда занимал главное место при разработке боевой машины и в прошлом материале, затрагивались именно эти аспекты. Однако, не все страны сразу пришли к финальным вариантам своих средств наблюдения на танках. Отличный пример – немецкие разработки. Многие из них оказались неудачными, но один вариант командирской башенки был настолько хорошим, что его оценили даже советские экипажи и танкисты стран союзников.
Командирские башенки на танках Германии
Командирская башенка для немецкого танка была одним из важнейших атрибутов. Если в СССР часто обходились перископом, как и в американских машинах, а французы предпочитали смотровые щели по периметру башни, то немцы изначально работали над созданием купольной конструкции с хорошим круговым бронированием.
В самом раннем Panzer I это не заметно, так как экипаж состоял всего из двух человек, а вот в Panzer II появился первый образец командирской надстройки. Она представляла собой тонкостенную башенку с люком и перископическими приборами наблюдения по периметру. Эта башенка оставалась на конвейере вплоть до конца войны, активно использовалась в самоходных установках типа StuG с 1943 года, Elephant и прочих. Менее удачная башенка Panzer III версий от A и вплоть до модификации D. Она была высокой, не давала хорошего обзора из-за узких смотровых приборов типа триплекс и была уязвима к артиллерийскому огню на средних и малых дистанциях. Начиная с версии E башенку изменили – она стала толще, приборы наблюдения стали шире и получили бронешторки. Вероятность поражения сохранялась, но теперь, командир не переживал о том, что снаряд пробьёт броню. Командирская башенка типа Panzer III E сохранилась на конвейере так же до конца войны и не претерпела существенных изменений со временем.
Дальнейшая разработка оказалась столь же не удачной, как и ранняя командирская надстройка на Panzer III. Обычные цилиндрические командирские башенки ранних «Тигров» и «Пантер» состояли из 80 мм стали, имели триплексы с узкими смотровыми щелями и откидной одностворчатый люк. Что самое интересное – советские танкисты и артиллеристы на малых дистанциях старались попасть в командирскую башенку, из-за чего командиры самых новых (на момент 1942-1943 года) машин несли существенные потери. Но меньше всего, танкистам нравилось высовываться из люка по пояс, чтобы закрыть его полностью. Все ранее указанные проблемы привели к появлению новой командирской башенки. Она имела толщину 120 мм в нижней и 100 мм в верхней части башни, а люк хоть и остался одностворчатым, но имел винтовой подъёмный механизм и сдвигался в сторону. Чтобы открыть или закрыть его, командиру необязательно было высовываться.
Чем нравилась башенка?
Командирская башенка на танках Panzer V Ausf A, A1, G, G1 нравилась танкистам разных стран из-за своей толщины и углов наклона. Более защищённой конструкции к тому времени не было. Плюс, командир смотрел на поле боя не через триплексы, а через перископы. В случае необходимости, танкист мог поднять люк и обеспечить себе узкую линию для кругового обзора, практически недоступную для снайперов и пулемётного огня, а сверху голову накрывал сам люк. На западе этот приём прозвали «место под зонтиком».
Разумеется, подобными башенками комплектовались не только «Пантеры», но и «Тигры». Что самое интересное – на вторых башенка была даже ниже при всех ранее указанных преимуществах защищённости и приборах наблюдения.
Поздние версии башенок на танках Panzer V Ausf G2 были упрощены – сохранили бронированный корпус и перископы, но люк стал откидным. Справедливости ради, танков серии Ausf G2 было не много – до 200 единиц, в то время как общая партия «Пантер» с весны 1943 года составила около 6 000 единиц.