Найти в Дзене
Пасхалки

Очень странные дела: Один в роли героя-миллениала

Злодеи четвертого сезона "Очень странные дела" соревнуются за спасение мира.

"Ты либо умираешь героем, либо живешь достаточно долго, чтобы увидеть, как ты становишься злодеем". Мрачный прогноз "Темного рыцаря" всегда находил отклик далеко за пределами жанра супергероев - потому что он отражает подлинную правду о высоких амбициях. В недавно вышедшем четвертом сезоне "Stranger Things" есть несколько персонажей, которые пытаются истолковать свои собственные действия как героизм, превратившийся в злодейство.

В первую очередь это Векна, чья история разворачивается во флэшбэках, показывая, как он все это время был частью истории "Stranger Things". Независимо от того, было ли это намерением сценаристов, это было сделано умно: тематически Векна идеально вписывается в общее повествование, являясь телесным отображением тайных трагедий, которые несут в себе люди. Происхождение Векны, однако, в значительной степени определяется чувствами реальных Миллениалов, чье поколение было отмечено коллективной трагедией и несостоявшимися идеалами. Стремясь разоблачить ошибочность современной жизни, One обращается к судьбе миллениалов - не как злодей, а как герой.

Несмотря на излюбленное занятие поколений выделять себя из современных тенденций ("Дети в наши дни" - припев незапамятных поколений), ученые склонны согласиться с тем, что история повторяется. В последние десятилетия много внимания уделяется противопоставлению уходящих поколений друг другу, но история покажет, что различия между поколениями преходящи - эфемеры обстоятельств.

-2

В целом, родители воспитывают своих детей в вере в возможности золотого будущего, и три поколения, появившиеся во второй половине двадцатого века, ничем не отличаются от них: все три поколения воспитывались с верой в то, что общество было "спасено" от травм предыдущего. Так, родители бумеров спасли мир (от нацистов), родители поколения X спасли свои семьи от морального разложения (1960-е годы), а родители миллениалов спасли своих детей от репрессивных ожиданий (американская мечта).

Что интересно в четвертом сезоне "Stranger Things", так это то, что три его антагониста отражают самоощущение этих трех поколений, совершая злодейские поступки во имя будущего добра. Все начинается с возвращения Папы, который очень похож на родителей Бумеров - классическое воплощение мышления "высшего блага" в его самом грандиозном (и самом зловещем) смысле.

И в настоящем, и во флешбэках Папа - прототип макиавеллиста, готовый на все ради успеха своего научного проекта. Таким образом, легко понять, где Папа теряет моральные устои: без учета того, кому его работа может принести пользу, его амбиции - простое тщеславие, а без согласия испытуемых его методы - насилие. Хотя сериал не подтвердил, что Папа когда-либо руководствовался добрыми побуждениями (его внутренние рассуждения остаются туманными по состоянию на 4 сезон), его действия достаточно узнаваемы для зрителей как отражение менталитета спасителя, тем не менее. Какую бы цель ни преследовал папа, у зрителя не может быть сомнений в том, что он считает свои средства оправданными.

Говоря от имени родителей поколения X, в четвертом сезоне появляется новый спаситель-злодей, объединяющий жителей Хокинса против наступающего морального разложения... Подземелий и Драконов. Опираясь на реальную моральную панику, имевшую место в то время, Stranger Things использует этот сюжет, чтобы выдвинуть на первый план Джейсона, который переходит от шутливого к харизматичному с тревожной быстротой. Но в этом и заключается смысл: Джейсон - спаситель традиций, призывающий своих прихожан вернуть свой город - и тем самым подтвердить свою приверженность традиционным ценностям - путем отмены действий полиции и охоты на ведьм. Поскольку Джейсон считает свое дело праведным, он не считает себя ответственным перед законом, направляя свой гнев без разбора на незадачливый Клуб Адского Пламени. То, что его крестовый поход (пока что) сводится лишь к преследованию ботаников, отражает реальность молодости поколения X: ни одна ниша поп-культуры не была слишком безобидной, чтобы считаться абсолютно доброкачественной, а любая гетеродоксальность была достойна полномасштабной моральной паники.

Наконец, есть One, чья платформа спасения через уничтожение была бы не лишней на профиле Twitter. Цель One - разрушить фанеру конформизма, используемую обычными людьми для сокрытия своей тайной вины - сама по себе не является злодейской (на самом деле, эта же цель побуждает людей делиться своими проблемами в социальных сетях или противостоять своим демонам в терапии). Более того, первая жертва Оуна, его собственный отец, виновен в чудовищном поступке, который не полностью оправдывается тем, что он был непреднамеренным. Но кровавое возмездие, которое Один получает в ответ, выходит далеко за рамки справедливости, это жестокое ликование, наказывающее его невинных мать и сестру за участие в притворстве его отца. К тому времени, когда он становится субъектом номер один, юный Генри Крил проявляет вкус к насилию, превосходящий то, что требует справедливость; его платформа может быть праведной, но его практика - демонической. Так он становится демоном Векной.

Как и в случае с папой и Джейсоном, Векна видит себя спасителем и не замечает своей собственной способности к злодейству. Как и у других, его представление о спасении вращается вокруг строгого следования одному идеалу. Векна стремится избавить своих жертв от лицемерия (а не от травмы), поэтому для Векны секреты сами по себе являются правонарушением - скрывать чувство вины то же самое, что быть виновным. Векна выбирает Макса, потому что у нее есть чувство вины за смерть брата, хотя она ничего не могла сделать, чтобы предотвратить ее. Точно так же Векна выбирает Крисси из-за стыда за то, что она скрывает расстройство пищевого поведения (которое если не вызвано, то уж точно усугублено властной матерью, укоряющей ее за внешний вид). Зрителям неприятно наблюдать, как мать Крисси - сторона, фактически ответственная за чувство стыда своей дочери, - оплакивает смерть Крисси - наблюдать, как виновная сторона выходит на свободу, в то время как невиновный понес наказание.

-3

Но где Векна действительно терпит неудачу как спаситель, так это в своей вере в то, что спасение можно просто навязать другим людям - что разоблачение вины снимет ее. Современная психология утверждает, что человека нельзя спасти против его воли; Векна пытается сделать именно это, освобождая своих жертв от ожидания конформизма. Вместо этого, навязывая признание людям, которые не готовы противостоять своим чувствам, он превращает свою марку освобождения в другое ожидание, не менее репрессивное. Но если роль родителей заключается в том, чтобы проецировать свои фантазии (или свою неуверенность) на своих детей, то, к счастью, роль детей заключается в том, чтобы восстать против видения своих родителей. Макс побеждает Векну (или, по крайней мере, она его переживает), справившись со своим горем на собственных условиях, назвав свою вину и проработав ее в себе. Ее исцеление ослабляет притязания Векны на нее - отнимает у него власть запрещать ее вину и тем самым предписывать ей будущее в соответствии с его повествованием.

Конечно, возможно, слишком много ожидать, что все жители Хокинса победят Векну, справившись со своими личными травмами, и победят финального босса Stranger Things, исцелив себя. Однако нет ничего удивительного в том, что Одиннадцать, справившись со своим прошлым, над которым она сейчас работает, снова вступит в игру, чтобы спасти жителей Хокинса, людей, которых она любит. Одиннадцать понимает то, что не могут понять ее предшественники: нет большего блага, чем забота о других. Она является спасительницей только потому, что любит людей, которых спасает, настолько, что готова пожертвовать собой ради их блага. Во многих отношениях Одиннадцать была порождена всеми тремя злодеями. Папа создал ее. Различные Джейсоны Хокинса сформировали группу изгоев, которую она нашла и сделала своей семьей. Векна освободила ее от папиных ожиданий относительно ее будущего. Но Одиннадцать переросла их всех - пришло время найти свою собственную личность, свое место в мире. Как и всем детям.

#оченьстранныедела #strangerthings #герои #злодеи #сериал #netflix #netflixсериалы

🔥 Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе всех последних событий!

👍 Поддержите статью лайком, если было интересно. Это очень помогает развитию канала.

💬 Не забывайте делиться своим мнением в комментариях!