Просветление в понимании восточной философии радикально отличается от просветления западного мира. Отсекая логику и рационализм, дзен-буддисты идут к своей цели. Рассмотрим, каким образом это происходит.
Определение
Коан - неотъемлемая часть дзен-буддизма, одна из важнейших форм выражений философских идей дзен.
Это короткое повествование, наиболее часто представленное в форме диалога. Такое повествование используется как форма выражения философских воззрений дзэн-буддизма.
В данных диалогах наиболее часто представлены разговоры между учителями дзен-буддизма с их учениками. Например: «Монах спросил учителя Дзесу, зачем Бодхидхарма пришел в Китай. "Кипарис в саду", - ответил Дзесу». Как можно увидеть, коаны не имеют никакой логической подоплеки, и это есть олицетворение философии дзен-буддизма, являющейся, по сути, антиподом логики. Их целью является дать ученику, постигающему дзен, такой психологический импульс, который на шаг приблизит его к достижению сатори (просветления).
Дзен как форма буддистской религии и протофилософии является нелегкой для понимания современных философов западного мира. Дело в том, что философия дзен сама по себе является парадоксальной, а вслед за ней парадоксален и коан, так как он является способом выражения философских воззрений дзен. Рассматривая многочисленные буддистские течения, мы находим уникальное во множестве аспектов течение дзен.
Философская система
Многие положения данной школы могут на уровне теоретического изучения быть представлены с точки зрения мистических тенденций. Они могут казаться, в некотором смысле, абсурдными и запутанными. Это объясняется тем, что только прозревшие люди могут увидеть смысл в излишне запутанных положениях.
Таким образом, дзен буддизм, изложенный в данной форме, отсеивает непосвященных. Последователи данного течения утверждают, что прослеживающиеся парадоксы существуют не для продвижения обскурантизма. Они существуют в таком виде, потому что человек не способен быть инструментом для наглядной демонстрации истины, а истина не способна подчиняться логике. Истина скрыта в глубине человеческой души. Это объясняет, почему зачастую человеку сложно, а порой и невозможно выразить свое душевное состояние.
Дзен-буддизм не является философской системой в общепринятом смысле. Дело в том, что дзен-буддизм, как было сказано ранее, не вписывается в узкие рамки логических законов. Дайсэцу Судзуки, японский буддолог, говорит, что видит дзен-буддизм как некий антипод логике, заостряя внимание на том, что под логикой он подразумевает дуалистический образ мышления.
Парадоксы системы
Итак, рассмотрим несколько парадоксов дзен-буддизма. Во-первых, в философии дзен присутствует доктринальный аспект, а именно - доктрина дзен не подразумевает, что какое-либо рациональное или интеллектуальное учение способно привести человека к достижению просветления (сатори).
Также, следуя этой доктрине, никакая речевая и языковая форма не является действенной на пути постижения истины. Парадоксальными эти положения являются по той простой причине, что речевые формы выражения дзен все же существуют в виде коанов или сутр.
Во-вторых, достижение сатори достигается исключительно на основе личного опыта, самостоятельно, без всякой опоры на чей-либо авторитет. Самая значительная роль в дзен отводится опыту. Это касается как познания вещи, так и познания самой жизни. Говоря о втором, здесь опыт необходим и выходит не передний план. Однако дзен-буддизм - это школа, в которой также есть учителя, поэтому парадоксально то, что при таком положении дел авторитет отрицается.
Исторический аспект
Обратимся к историческому аспекту дзен-буддизма. На протяжении всего существования школы дзен-буддизма, начиная с 5 века нашей эры, дзен-буддисты активно занимались интеллектуальными практиками, такими как изучение буддистских сутр, написанием письменных работ, посвященных Будде и восхваляющих его, они называются “публичные дела” или “публичные документы”. Парадоксальность этих положений заключается в том, что до сих пор не ясна причина такого сильного разрыва между длительной и усердной теоретической подготовкой и практической жизнью, которая, кстати говоря, нацелена на очищение мыслей и отказ от интеллектуальной деятельности. Исходя из таких парадоксальных основ и появляются столь парадоксальные коаны.
Дословный перевод “коан” обозначает “общественный акт”, этимологическое значение связано с публичным общением между учителем буддизма с его подопечными.
Сатори (просветление)
Знание, достигнутое в сатори невозможно опровергнуть никаким логическим путем. Из интуитивности и неоспоримости вытекает иррациональность, так как, повторюсь, логика не властна над сатори, а иррациональность ему присуща, так как знание полученное через сатори необъяснимо. Тут роль играет опыт и, как говорит Судзуки Дайсэцу, некое движение “внутренней силы”, которое и помогает достичь этого необъяснимого знания. Так, достигается чувство потустороннего, то есть чувство полного освобождения от достижения собственной цели. Далее человека настигает чувство экзальтации (самоудовлетворенность, которая влечет нежелание какой-либо демонстративности). И стоит отметить такое качество сатори как мгновенность. Сатори мимолетно, но этот короткий момент, так сказать, переворачивает жизнь человека, заставляя смотреть на нее под совершенно другим углом, нежели раньше.
“Коаны должны вызвать у ученика напряженное состояние сознания, при этом рассудок бездействует, более поверхностная деятельность разума успокаивается, а более глубокие, центральные части его, которые обычно скрыты, могут быть вытащены на поверхность, где их заставляют выполнять свои естественные функции” - Майданов А.С.