Британцы к революционным событиям в России 1917 года относились двояко. С одной стороны, Временное правительство обещало своим союзникам по Антанте «держать фронт». Однако, у англичан вызывали особое беспокойство Советы. Кроме того, скоро британцы стали замечать тенденции к развалу Русской армии.
Антивоенная агитация большевиков вызывала у «Туманного Альбиона» понятные опасения: а вдруг Россия все-таки придет к сепаратному миру. Разумеется, такой поворот событий не отвечал интересам Великобритании (да и Франции тоже). Россия должна была отвлекать на себя вражеские дивизии!
Ещё весной 1917 года британские дипломаты и военные представители задумались о «сильной руке»: Советы нужно разогнать, вернуть жесткие законы (милитаризация страны, единство фронта и тыла, борьба с антивоенными агитаторами, наказания для солдат). Кандидатов на роль «национального диктатора» было немало: М. В. Алексеев, А. А. Брусилов, А. В. Колчак, А. Ф. Керенский, Л. Г. Корнилов и т.д.
До неудачного «летнего наступления» англичане благоволили А. Ф. Керенскому. Последний ездил по фронтам и уговаривал солдат «ещё немного потерпеть». Однако, после провального наступления британцы в «главноуговаривающем» разочаровались.
В составе особой миссии по русскому фронту ездил и один из лидеров британской Рабочей партии, сторонник «войны до победного конца» Артур Гендерсон. Всеми силами старался наладить отношения с Керенским посол Джордж Уильям Бьюкенен.
Ещё более интересным деятелем был Альфред Уильям Фортескью Нокс, военный атташе Великобритании в России. Сначала он поддерживал Л. Г. Корнилова, позднее сыграл свою роль в снабжении войск А. В. Колчака вооружением, уже в годы Гражданской. В отличие от Гендерсона или Бьюкенена, генерал Нокс никогда себя не сдерживал в выражениях:
«Быть может, эта попытка была преждевременна, но я не заинтересован в правительстве Керенского. Оно слишком слабо; необходима военная диктатура, необходимы казаки. Этот народ нуждается в кнуте! Диктатура — это как раз то, что нужно...» (с) Alfred Knox. With the Russian Army, 1914-1917, Vol. 2: Being Chiefly Extracts From the Diary of a Military Attaché. / С. Н. Ланцев. А. Ф. Керенский, Л. Г. Корнилов и британское политическое сообщество: ориентация на военную диктатуру. / Вестник Брянского государственного университета.
В общем, Керенский англичан разочаровал, решительному же генералу Л. Г. Корнилову они решили помочь. Во многом он был идеальным кандидатом: сторонник «жестких мер» и «войны до победного конца», но простого происхождения.
Известный военачальник, но явно не сторонник «реставрации монархии» (ведь арестовывал семью бывшего царя). Корнилов был популярен среди офицеров, ему оказывали поддержку крупные российские предприниматели (Рябушинский, Морозовы, Третьяков, Путилов и т.д.).
Британская же военная миссия вложилась в агитацию за Корнилова: в августе 1917 года в Петрограде и Москве распространялись агитационные брошюры а-ля «Корнилов — национальный герой».
Более того, в Корниловском выступлении приняли участие... британские офицеры, из автоброневых частей (возможно, «Броневой отряд британского Адмиралтейства»).
«Английские офицеры, одетые в русскую военную форму, в английских машинах следовали за наступавшим Корниловым и едва не открыли огонь по корниловским частям, когда те отказались наступать дальше Пскова...» (с) С. Н. Ланцев. Указанная статья. / Сборник секретных документов из архива бывшего министерства иностранных дел. Вып. 16, изд. 2. Петроград, 1918.
В целом британские бронеавтомобили в 1917 году выполняли роль «заградотрядов», о чем писали британские же корреспонденты (а вот участие британских броневиков в Корниловском выступлении они гневно отрицали) и московская газета «Социал-демократ».
Ещё до Корниловского выступления англичане фактически угрожали Керенскому: в случае отказа от предоставления генералу чрезвычайных полномочий, британцы собирались прекратить поставки вооружения и снаряжения для Русской армии.
Разумеется, британцы просто преследовали свои национальные интересы, вмешиваясь во внутренние дела России. Вмешательство это переоценивать не стоит (в конце концов, Корнилова поддерживали отечественные военные, бизнесмены и политики, опасавшиеся «углубления революции»), но оно было.
Политическое, экономическое и даже немного военное. Разумеется, в тех масштабах, на которые были способны британцы в России (все же их было немного).
Англичане быстро осознали, что Керенский не удержит власть. А большевики рано или поздно добьются своего: начнут «углублять революцию» и предлагать «мир без аннексий и контрибуций». Коммунисты лишат англичан «русского штыка», как же так.
«По рекомендации Нокса и Бьюкенена правительство его величества сделало ставку на Корнилова и установление им военной диктатуры...» (с) Ллойд Джордж Д. Военные мемуары. Т.5.
В дальнейшем британцы, опять же, в меру сил и интересов, будут помогать А. И. Деникину и А. В. Колчаку. Какое-то время, пока подобная поддержка не будет им обходиться слишком дорого. Ведь британская власть всегда прорабатывала несколько вариантов «поведения». И если что-то не получалось, в ход шел другой план...
Интересные каналы, которые вы можете поддержать.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.