Найти в Дзене

Политические аспекты модернизма и постмодернизма

Любая форма организации производства и потребления, любой вид доминирующей занятости приводят к изменениям и в жизни общества, и в сознании людей.

Изучению текущих процессов изменения общественного сознания посвятил большинство своих работ наиболее цитируемый политолог нового века Рональд Инглхарт (есть вариант написания - Инглегарт). Короче - Ronald Franklin Inglehart.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Я уже упоминал эту фамилию в связи с его принципом «приоритета недостающего», рушащего незыблемость модернистской пирамиды Маслоу и позволяющего объяснить, почему богатые тоже плачут, а бедные - смеются.

Чтоб в двух словах – да, человек стремиться в первую очередь удовлетворить базовые физические потребности в еде, тепле, и пр. Но потребности динамичны и на определённый период некоторые из потребностей следующих порядков могут стать важнее первичных.

Примитивный пример – чесание носа не является первоочередной потребностью человека, но бывают моменты (например, при надетом противогазе) когда только об этом и думаешь, а не о макаронах на ужин.

Итак, о чем говорит Инглхарт:

Переход к индустриальному обществу пока что далек от завершения. Однако сегодня на Земле почти не осталось социумов, по крайней мере не вступивших на путь индустриализации, и к концу текущего столетия большая часть человечества будет, скорее всего, жить в условиях преимущественно урбанистического индустриального общества.

Индустриализация связана с комплексом перемен, охватывающих урбанизацию, массовое образование, профессиональную специализацию, создание бюрократических структур, развитие коммуникаций, что, в свою очередь, порождает культурные, социальные и политические преобразования еще более широкого характера. Начиная со снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни и кончая усилением роли правительства, возрастанием политической активности масс и даже установлением демократии.

Теории модернизации от Карла Маркса и Макса Вебера до Даниела Белла утверждают, что сам процесс экономического развития неизбежно и автоматически приведет к установлению различных политических форм либерально-демократического типа.

Однако, замечает Инглахрт, - «ни одна тенденция не может продолжаться в одном и том же направлении до бесконечности. Достигнув в своем развитии какой-то точки, она начинает идти на убыль. Не служит исключением и модернизация. В последние десятилетия зрелые индустриальные общества вышли в своем развитии на поворотную точку и стали двигаться в новом направлении, которое можно назвать «постмодернизацией».

«Процесс, называющийся модернизацией, уже не является самым последним событием в современной истории человечества и социальные преобразования развиваются сегодня совершенно в ином направлении. Кроме того, в литературе по постмодернизации назван ряд специфических признаков этого процесса: постмодернизация предусматривает отказ от акцента на экономическую эффективность, бюрократические структуры власти и научный рационализм, которые были характерны для модернизации, и знаменует переход к более гуманному обществу, где самостоятельности, многообразию и самовыражению личности предоставляется больший простор»

По Инглхарту, постмодернизм отличается от модернизма по следующим четырем важным моментам:

Постмодернизм считает, что

1. Социальные преобразования не имеют линейного характера. Они отнюдь не следуют одному направлению вплоть до конца истории. Напротив, рано или поздно они достигают поворотной точки и в последние десятилетия идут в совершенно новом направлении.

2. Если теории модернизации носили детерминистский характер: марксизм делал упор на экономический детерминизм, а теория Вебера склонялась к детерминизму культурному, то постмодернисты утверждают, что взаимосвязи между экономикой, с одной стороны, и культурой и политикой, с другой, носят взаимодополняющий характер, как это происходит в отношении различных систем биологического организма.

Политические системы, равно как и экономические, требуют поддержки со стороны культурной системы, в противном случае им пришлось бы опираться на откровенное принуждение, которое нельзя признать эффективным. И напротив, культурная система, несовместимая с экономикой, вряд ли окажется жизнеспособной. Если эти системы не будут поддерживать друг друга на взаимной основе, им грозит отмирание.

3. Постмодернизм не приравнивает модернизацию к «вестернизации». В какой-то исторический момент модернизация действительно была чисто западным явлением, однако сегодня вполне очевидно, что этот процесс обрел глобальный характер и что в определенном смысле его возглавили сегодня страны Восточной Азии. Вебер совершенно правильно расценивал подъем протестантства как важнейшее событие в ходе модернизации Европы. Однако нельзя утверждать, что такое влияние присуще только протестантству.

4. Демократия отнюдь не является феноменом, имманентно присущим фазе модернизации. Возможны и альтернативные последствия, причем наиболее ярким их примером служат фашизм и коммунизм. Демократия оказывается все более вероятным явлением лишь по мере перехода от стадии модернизации к постмодернизации. На этой второй стадии осуществляется совершенно особый комплекс преобразований, которые до такой степени повышают вероятность утверждения демократии, что в конечном счете приходится слишком дорого платить за то, чтобы ее избежать.

В общем, как и почему происходит цивилизационное движение в эпоху модерна, понятно – вызванные индустриализацией изменения в образе жизни и сознании людей требуют соответствующего расширения жизненного пространства, на что модерн, как система, направленная на максимальное увеличение эффективности общественного производства, добровольно идти не хочет. Поэтому новые люди добиваются этого политической и революционной борьбой.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Постмодернизм готов идти на гибкое изменение жизненного пространства посредством т.н. «открытого общества», что в сочетании с экономической составляющей – обществом потребления – вроде должно снять напряжение потребности по всем четырем составляющим жизненного пространства и вот он, долгожданный «Конец истории».

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Почему этого не происходит и откуда взялся кризис как раз лидера постмодерна – европейской цивилизации – этому были посвящены последние исследования Инглхарта.

(продолжение следует)