Найти тему
Byzantina Notis

История русской Церкви до 1448 года (по книге британского слависта Джона Феннела)

Предисловие: Как бы кто не говорил, а Церковь (как организация) сыграла значительную роль в истории гос-ва, начиная с моральной составляющей, имея ввиду доминантой общественного сознания, и заканчивая организацией политической жизни на Руси. Автор стремится к объективной оценке всех исторических событий. Автор пытается анализировать с точки зрения как с классической исторической науки, так и с истории отечественного гос-ва и права.

P. S. Выйдет несколько частей, так как писать в один документ всю монографию кранйе проблематично.

К тому же, это первый перевод книги британского слависта на русский язык. По крайней мере, автор не нашёл в Интернете перевода книги, поэтому автору пришлось переводить её самому.

Глава I
Очерки истории Киевской Церкви, до 1240 года

Пожалуй, стоит начать несколько с другой темы: с политической и социальной истории Руси. Предыстория славян является крайне сложным объектом для изучения. В VI веке нашей эры славяне неоднократно совершали набеги на Византию, что способствовало приобретению добычи, и, как следствие, разложению родо-племенного строя у славян.
На это, кстати, указывает и автор Повести Временных лет (далее - ПВЛ) Нестор.
Автор говорит о 15 славянских племенах.

Прим. Племя голядь - балтийское племя, уничтоженное в 1058 году Изяславом Ярославичем (если верить хронологии ПВЛ)
Прим. Племя голядь - балтийское племя, уничтоженное в 1058 году Изяславом Ярославичем (если верить хронологии ПВЛ)

Таким образом, славяне объединились в общности, имевшие уже не родовой, но и территориальный характер. Племенные союзы отличались от обычных племён численностью и задачами. Примечательно, что эти союзы занимали огромную территорию, то есть то одна из черт, присущих гос-ву, и это свидетельствует о переходе к государственным порядкам. Эти союзы включали в себя 120-150 племён. Каждое племя занимало большую территорию (по некоторым данным, от 40 до 60 км). В территориальной общине уже не было культа рода и племени, в её состав принимались (достаточно легко) чужеземцы. Племенные союзы - это один из этапов складывания государства у славян. Такую форму общественных отношений можно назвать периодом "военной демократии". С VII по XII века славяне заселяют Восточно-Европейскую равнину от р. Вислы на Западе и до Оки и Верхней Волги на востоке, от Ладожского озера на севере и низовьев Днепра на юге. На её просторах жили угро-финские и балтийские племена (голядь), позднее растворившихся в этническом славянском массиве. Условно территорию славян в этот период можно подразделить на «Внутреннюю Русь», т. е. совокупность тех территорий, которые принадлежали славянам издревле, и «Внешнюю Русь» – территорию славянских и финно-угорских, литовско-латышских племен, продолжающих жить в условиях родовой общины и покоренных племенными со; юзами. При этом покоренные платили дань: « А се суть инии языци, иже дань дають Руси».

Виды связей в союзах племён
Источник: История отечественного государства и права : учебник / отв. ред. И. А. Исаев. — Москва : Проспект, 2012. — 432 с
Виды связей в союзах племён Источник: История отечественного государства и права : учебник / отв. ред. И. А. Исаев. — Москва : Проспект, 2012. — 432 с

История Руси, как написано в ПВЛ, начинается в 859** году. Тогда Скандинавы обложили данью чудь, весь, мерю и всех кривичей. Однако через три года они были изгнаны, но в 862 году, из-за неспособности управлять землями, славяне пригласили своих прежних хозяев. В конце концов, в 862 году Рюрик, Синеус и Трувор прибывают на Русь.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Несколько слов автора статьи о "Варяжском вопросе" в русской историографии.
События 859 года передаёт и другой источник - "Сага об Олаве Святом". В ней говориться о том, что конунг Эйрик Эймундсон, конунг из Упсалы (~855 - 882 гг.) подчиняет себе, по утверждению Саги, Финнланд, Курьялаланд (Карелию), Эйстланд, Курланд и многие другие земли на востоке. Таким образом, под контролем варягов оказались, помимо восточнославянских территорий, также земли непосредственно проходящие через путь "Из варяг в греки". (Следует понимать, что варяги были не только разбойники и воины, как утверждают большинство школьных учебников, но и торговцами, и колонизаторами)
Джон Феннел в своей работе отдельно обращает внимание на фольклорность этого эпизода. Он также согласен с антинорманистами, говоря, что мифический элемент в призвании варягов - правильный вариант. Ведь культурные (и, как видим, военные связи со Скандинавией у Руси были), причём весьма оживлённые. Но нельзя говорить о колониальном характере варяжского переселения на Русь из-за одностадиального развития обществ Скандинавии и восточных славян. . Стоит признать, что были варяжские дружинники, которым была пожалована в наследство земля (вспомнить хотя бы князя Рогволода в Полоцке, который был покорён князем Владимиром Святым в 980 году) Но пришлый воин-наёмник с дружиной был связан своей жизнью с военной и административной службой князю и вошедший в феодализирующееся общество, были далеки от колонизаторов.* И не имеет большого значения, пришли ли они по приглашению или вторглись. Важно то, что они остались на русской земле, что их лидеры образовали правящую династию, а их скандинавские имена стали славянскими (Хельги — Олег; Ингварр - Игорь; Хельга - Ольга; возможно, Вальдимарр - Владимир и т. Д.), и что за удивительно короткое время они были поглощены великим славянским морем, как и более ранние азиатские булгары, которые в седьмом веке мигрировали в преимущественно славянский регион близ устья Дуная были поглощены славянским населением.

*Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия IX-XIV вв
М.: Наука, 1978. — 240 с. — (Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования)

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Как бы то ни было, Рюрик прибывает на Русь и в 860 (?) году посылает своих дружинников в Киев, который на тот момент был центром полян. Аскольд и Дир в 860 (866 году?) устраивают поход на Византию и возвращаются, чтобы укрепить свой контроль над Киевом и его окрестностями. Рюрик не сделал ничего, чтобы помешать их правлению.

Прим. автора:
Джон Феннел высказывает очень интересную информацию, что, по-видимому, Рюрик поселился в Новгороде примерно в 856 году и быстро распространил свою власть на большую часть севера современной Европейской России. Что касается Синеуса и Трувора, то о них больше ничего не слышно, кроме того, что они умерли в 858 году.

Однако после смерти Рюрика в 879 году правителем стал князь Олег. Фактически, он являлся регентом при малолетнем Олеге. В 880-882 году Олег выступил в поход на Киев. По пути к этому городу он захватил Смоленск и Любеч, где посадил своего ставленника. Выдав себя за купцов, дружинники Олега убили Аскольда и Дира. Киев стал центром зарождающегося гос-ва. Это была победа не только военная, но и экономическая, и политическая. Ведь Среднее Поднепровье оставалось более развитым, чем русские земли на Севере. Кроме того, Джон Феннел высказывает версию перенесения столицы в Киев. Ведь, всё-таки, почему Олег отказался от безопасности Новгорода, близкого к источнику варяжских наемников в Скандинавии? Ответ должен быть найден в соблазне Константинополя. Ибо после примерно двадцати пяти лет консолидации Олег напал на Константинополь (907) и вынудил греков подписать договор, который открыл Черное море для русско-венгерской торговли с Византией и, возможно, даже дал Олегу плацдарм в том, что должно было стать для Руси важным центром Тмутаракани "на Кубанском полуострове".

Таким образом, в 882 году произошло слияние двух артерий пути "Из варяг в греки". Став князем Киевским, он стал "города ставить", укрепляя свою власть и создавать укреплённые пункты. Кроме того, Олег стал "устанавливать дань"(!) на кривичей, словен и мерю. До этого такое слово не было использовано в ПВЛ. Это говорит о том, что князь ведёт себя не только как завоеватель, но и как государственный деятель. Нельзя сказать, что все покорённые племена прочно вошли в состав Древнерусского государства. Как писал (и писал, на взгляд скромного автора, правильно): "Говорить о прочной государственной организации в эту эпоху (IX – X вв.) еще трудно. Нет даже государственной территории в полном смысле слова. Покоренные племена отпадают при первой же возможности, и их приходится покорять сызнова".

P. S. Видео, к сожалению, Дзен не даёт прикрепить. Однако для понимая, как происходило становление территории Древней Руси, прикрепляю ссылку на видео
https://www.youtube.com/watch?v=YoYHLvs2R1U

О правлении Игоря (913-944) имеются лишь фрагментарные сведения. Мало что известно о его отношениях с подвластными племенами: летопись не сообщает нам, как они управлялись или каковы были их отношения с Киевом. Все, что мы знаем, это то, что соседние древляне убили Игоря "в результате его грабительских требований" дань уважения. Он был привязан к двум деревьям", согласно ПВЛ. (некоторые, возможно, могут разглядеть в этом сюжете библейскую отсылку на распятие Иисуса). Известно лишь о первом восстании древлян в 913 году, которое удалось подавить, а также посадить "в древлянах" воеводу Свенельда. В 915 году произошла первая русско-печенежская война. А в 920 году печенеги также вли боевые действия с Русью. Исход войны неизвестен. За границей он предпринял два набега на византийскую территорию (941 и 944), второй из которых завершился еще одним торговым договором, аналогичным договору Олега в 907 году.

Ещё одно видео по становлению территории Древнерусского гос-ва
https://www.youtube.com/watch?v=BuT7i-A__1s&t=704s

После убийства Игоря престол заняла Ольга, которая де-юре являлась регентом при малолетнем Святославе. А де-факто, она стала правительницей до самой смерти в 969 году. зарубежные походы Святослава — и это практически все, что мы знаем о его деятельности в целом, — были гораздо более масштабными, чем у его предшественников. Похоже, что его восточные походы (966-967 гг. - дата Дж. Феннела, Прим. автора) были направлены на то, чтобы очистить Волгу от враждебных сил, открыть торговые пути с востоком, проникнуть на Кавказ и, возможно, даже закрепиться в византийских владениях в Крыму. Я говорю: "возможно", потому что на самом деле все, что у нас есть, - это самые незначительные детали: нападение на мусульманское государство "Старая Великая Болгария" на стыке Волги и реки Кама, война с обширным хазарским каганатом, простиравшимся от Волги на востоке до Дона и низовьев Днепра на западе — война, закончившаяся поражением хазар и падением их столицы Итиля в устье Волги; победа над северо-Кавказских осетин и черкесов (которую Н. М. Карамзин в своей "Истории..." датирует 964-966 гг.) которые предположительно привели его на Таманский полуостров на восточном берегу Керченского пролива. Но можем ли мы поверить, что такая масштабная кампания была возможна в течение двух или даже трех или четырех лет? Сколько воинов был ли в его распоряжении Святослав? Сколько лодок, судов? Как он преодолел огромные расстояния: от Киева до Булгарии (говорят, что он плыл вверх по рекам Оке и Волге), от Булгарии до Каспия, от Каспия до Азовского моря и восточного мыса Крыма? Одолел ли он всю Хазарию? Из-за скудости источников на эти вопросы невозможно ответить. Однако мы можем оценить долгосрочные результаты. Хазария была катастрофически ослаблена нашествием Святослава. Фактически, это разрушение буферного государства. Каганат сошёл с исторической сцены.

Влияние Хазарского каганата в IX веке
Влияние Хазарского каганата в IX веке

Последствием же этого стало проникновение печенежских орд к границам Руси. Однако главным, по мнению Дж. Феннела, результатом стало создание тесного контакта с Византию в результате его завоеваний.

Намеревался ли он завершить свою экспедицию нападением на Крым, мы не знаем. Но, очевидно, император Никифор Фока считал сложившуюся ситуацию крайне опасной для Византии. В начале 967 года он убедил и сильно подкупил Святослава попытаться достичь более легкой военной цели — Задунайской Болгарии, старого врага Византии. Соблазн был велик: Святослава привлекали не только рассказы о сказочные богатства страны, но также он понимал, что завоевание Болгарии может привести его к самым воротам Константинополя. Его первая балканская кампания (967 г.) сразу же увенчалась успехом: болгарская армия была разбита, ряд городов на Дунае был захвачен (восемьдесят, согласно щедрым подсчетам Первичного Хроника) и он основал свою штаб-квартиру в Малом Преславе (русская версия - Переяславец), вероятно, недалеко от впадения Прута в Дунай, то есть в крайнем северо-восточном углу Болгарии. Обеспокоенный первоначальными успехами Святослава, Никифор заключил мир с болгарами и, по всей вероятности, натравил на Киев кочевых тюрков-печенегов (968). Оставив свою армию в Малом Преславе, Святослав поспешил домой, разбил печенегов и провел год в Киеве, назначая своих сыновей наместниками (из этого следует первая междоусобная война 972-980 или 978? годов), но в основном собирая подкрепления для Болгарии. В августе 969 года он вернулся. Захватив столицу Преслав, он двинулся на юг, разграбил Филиппополь на реке Марица и достиг Адрианополис на территории Византии. Весной 971 года новый император Иоанн Цимисхий вторгся в Болгарию и оккупировал все территории, захваченные армией Святослава. Святослав был вынужден признать поражение. Он отступил с остатками своей армии. На днепровских порогах он подвергся нападению печенегов — снова посланных, без сомнения, греками - и был убит ими весной 972 года.
Какие же последствия были после княжения Святослава, как пишет Дж. Феннел?
"Конечно, болгарское предприятие Святослава, начавшееся так славно, закончилось полным провалом. Это была самая серьезная военная неудача, которую когда-либо испытывали русско-варяжские войска." В нем не было никакого богатства для Святослава, и хотя одно время он был близок к Константинополю, не было никакой возможности осадить или напасть на него. Но от одного с культурной и религиозной точки зрения результаты были неоценимы; ибо многие русские — бойцы, некомбатанты, последователи лагеря, мужчины и женщины - остались в Болгарии и поселились там, и многие болгары, которые попали в Россию либо в качестве военнопленных, либо в качестве беженцев. Излишне говорить, что обмен культурами был исключительно на пользу русским. Преслав, столица, которую царь Симеон (893—927) попытался превратить во второй Константинополь, был центром болгарского православия (принятого в 864 году от Византии) и колыбелью старославянской литературы — хотя в основном в переводе с византийского греческого, — которую русские должны были заимствовать позже. И многие русско-варяжские были свидетелями этой славы из Преслава. Могли ли они не поддаться впечатлению и влиянию? (Вероятно, не могли, потому что существует предположение, что Владимир Святой принял христианство как раз из рук болгарских священников)

Преемник Святослава на киевском престоле, его старший сын Ярополк (973-78), вполне мог быть одним из бенефициаров болгарских походов, поскольку его жена-гречанка, бывшая монахиня, была не только импортирована Сам Ярополк был родом из Болгарии, но, как будет показано в следующей главе, он, возможно, даже был обращен в христианство. Практически ничего не известно о его кратком правлении, за исключением того, что к концу его он был хозяином не только Киева, но и земли древлян (владения его брата Олега, который умер после поражения от него в 977 году), Новгорода (покинутого его сводным братом Владимиром, который "бежал" в Скандинавию, чтобы собрать армию варягов, узнав, что "Ярополк убил Олега"). Еще больший интерес представляет информация, содержащаяся в Никоновской летописи XVI века, о том, что Ярополк, ‘победив печенегов и обложив их данью’, сделал мудрый шаг, приняв к себе на службу печенежского хана (‘Князь Ильдей’ в русском тексте).

"И он дал ему города и районы и оказал ему великую честь"

Однако он был убит своим братом в результате взятия Киева в 978 году. Существует мнение, что эта борьба велась за путь "из варяг в греки". Выдающимся духовным и культурным достижением долгого правления Владимира (980-1015) было, конечно, принятие им христианства и массовое крещение русского народа. Но его политические достижения, как внутри страны, так и за рубежом, также были значительными. Его первым зарегистрированным деянием в качестве правителя Киева было избавление от многих своих варяжских наемников, которые способствовали его возвращению в Россию из Скандинавии: тех, кто стремился обогатиться за счет часть местного киевского населения была отправлена в Константинополь, где они могли служить, от греха подальше, в армии императора. Верных и полезных членов своего окружения ("добрых, мудрых и храбрых") он поселил в отдаленных городах, вероятно, чтобы усилить сопротивление южных и юго-восточных границ против печенегов. Он, не теряя времени, укрепил свои позиции, военным путем усмирив непокорные, беспокойные племена к северу и востоку от Киева (радимичей и вятичей), и создав оборонительную линия укреплений против степных мародеров. На западе он захватил важные центры Червен и Перемышль (981) за счет Богемии — оба жизненно важных торговых пункта с Краковом и Прагой и источник основной части импорта соли в Киев. Два года спустя он покорил балтийское племя ятвягов в верховьях Немана и Западной реки Буг, возможно, с целью найти выход к Балтийскому морю. А на северо-востоке он разгромил волжских булгар в 985 году, ранее атакованных его отцом Святославом в 966 году, и заключил договор о дружбе с ними, тем самым обезопасив Оку и верховья Волги от вторжения. Помимо важных событий, связанных с принятием Владимиром христианства — первоначальное возрождение язычества, выбор веры, крещение, византийская невеста, Херсонесский поход — и помимо вышеупомянутых политических и военных достижений, о его деятельности известно очень мало, особенно во второй половине его жизни.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Хроника на редкость сдержанна. Действительно, из шестнадцати лет с 998 по 1013 год одиннадцать оставлены незаполненными, а в оставшихся пяти содержатся только самые поверхностные записи. Дж. Феннел предполагает, что более поздний редактор просто вырезал события, которые не сделали ему чести или, что более вероятно, чести его знаменитого и славный сына Ярослава, прозванный "Мудрым". В 1014 году Ярослав, к тому времени правивший Новгородом, начал удерживать дань своему отцу в Киеве, и, узнав о намерении Владимира, последовавшие за этим действия закончились только в 1019 году, когда Святополк умер в изгнании, потерпев поражение от Ярослава, тогдашнего правителя Новгорода.

Ярослав, однако, не был старшим оставшимся в живых сыном Владимира, и только в 1036 году он стал единственным и бесспорным правителем Руси после смерти князя Мстислава Храброго. Все его многочисленные братья к тому времени либо умерли, либо были уничтожены иным образом - за одним исключением, несчастный Судислав, которого в 1036 году бросили в тюрьму, где он оставался до тех пор, пока не умер Ярослав Мудрый в 1054 году. Что случилось со всеми остальными братьями, мы

никогда не узнаем, поскольку единственным источником событий с 1015 по смерть Ярослава в 1054 году, ПВЛ, явно прошла очень строгий процесс редактирования до или сразу после смерти Ярослава. Все, что нам осталось, - это славные достижения Ярослава Мудрого: его войны с печенегами, ятвягами, литовцами, поляками, финнами, греками; его великая программа строительства монастырей и церквей; его украшение и превращение Киева в город красоты и культуры.

Пятьдесят девять лет после его смерти (1054-1113) были годами ужасающе сложных междоусобных войн (автор понимает, о чём он пишет, ибо читал Н. М. Карамзина, который расписывает это, может быть, страниц на 100) между его многочисленными сыновьями и внуками. Хаос, вызванный междоусобицами и ссорами "князей", как называли всех потомков Рюрика мужского пола, был осложнен вторжением нового врага, тюркских половцев (половцев), которые пришли на смену печенегам в южных степях и которые преследовали Киевское государство в течение полутора столетий после их первого набега в 1061 году.

Но почему и как вообще начался этот хаос? Главной причиной, несомненно, был острый вопрос о престолонаследии. До 1054 года похоже, что закон джунглей восторжествовал, правитель сменял правителя грубой силой. Перед смертью, как сообщает нам ПВЛ, Ярослав увещевал своих сыновей жить в мире, "брат слушается брата", и сохранить свое распределение территорий: старшему, оставшемуся в живых сыну (Изяславу) был дан Киев; второму старшему (Святославу) - Чернигов; третий (Всеволод, будущий отец Владимира Мономаха) - Переяславль и так далее. Что именно это означало, что в том, что касалось наследования киевского престола, а также других меньших престолов, Ярослав — или, что более вероятно, летописец - воздержался от упоминания. Однако представляется вероятным, что "система", если ее можно так назвать, в идеале предусматривала боковое наследование верховного трона (брат сменял брата, пока все братья не умерли, чтобы выступить против него, импортировал варяжских наемников из-за моря, чтобы противостоять ему. На какое-то время Русь была спасена от первого из многочисленных приступов междоусобной войны. Однако уже со смертью Владимира, в 1015 году ознаменовал начало периода хаоса, убийств и, в конечном счете, гражданской войны. Возможно, это было неизбежно, что за смертью Владимира должна последовать безжалостная борьба за власть между его сыновьями. Ибо, как можно себе представить, его многочисленные браки и еще больше связей — породили большое количество потомков, большинство из которых были слишком озабочены тем, чтобы захватить как можно больше власти, земли и богатства. Похоже, что сам Владимир мало что сделал для предотвращения неизбежного хаоса, кроме как расселил нескольких своих сыновей в разных частях страны; но в чем заключалась их политическая преданность своему отцу, неизвестно: разве что это был просто сбор дани и отправка части ее в Киев. У нас также нет четкого представления о том, кого он назначил своим преемником, если вообще кого-либо назначил; неизвестно даже, кто был его старшим потомком, законным или иным. Трое сыновей (Борис, Глеб и Святослав) были убиты — кем именно, неизвестно, хотя агиографы первых двух, которые позже были причислены к лику мучеников (или "страстотерпцев"), возлагают вину на них справедливо и прямо на плечи удобного козла отпущения в лице Святополка (сына Ярополка или Владимира?), который занял киевский престол после смерти Владимира. Междоусобная война, затем сыновья старшего брата, за которыми последовали сыновья старшего брата и так далее), в то время как все оставшиеся в живых сыновья Ярослава, включая старшего, получили вотчины, которые должны были стать их постоянным владением, то есть которыми можно было распоряжаться внутри каждой ветви семьи.

Это просто означало, что Киев и все, что с ним связано — само княжество, главенство клана и, возможно, некоторые притязания на Новгород, такие как право назначить там сына правителем, — принадлежали тому, кто был старшим в этой системе, но у каждого князя также был свой собственный родовой гнездо, которое, опять же, в идеале, должно навсегда остаться в его конкретной ветви семьи. Конечно, это не сработало. Было слишком много членов семьи — у Ярослава было шесть сыновей — слишком много обездоленных и поэтому мятежные князья, чьи отцы рано умерли или чьи земли были захвачены более сильными родственниками, слишком много усобиц из-за территории и власти и, прежде всего, слишком мало князей, которые могли тягаться в твердости Ярослава или Владимира, чтобы вызвать уважение и повиновение своих родственников. Итак, потомки Ярослава воевали друг с другом, вытесняли друг друга, призывали помощь извне для своих братоубийственных войн, пытались - обычно тщетно — противостоять половцам. В то же время местное городское население начало демонстрировать, что у них тоже был голос, чтобы они тоже могли влиять на дела. Например, в 1068 году, после заседания городского собрания (вече) Киева, население сместило старшего князя Изяслава и заменило его своим пленным родственником, которого они освободили из темниц. Это был не последний случай, когда киевлянам предстояло сыграть решающую роль в истории не только самого города, но и всей Киевской Руси. В 1113 году политическая ситуация на Руси внезапно и резко изменилась. Энергичный, умный и государственный деятель, внук Ярослава, Владимир Мономах (названный так, вероятно, в честь своего деда по материнской линии Константина IX Мономаха), стал киевским князем — не благодаря соблюдению "правил" лествичного наследования (согласно этой "системе", трон должен был унаследовать его двоюродный брат), а потому, что вспыхнули беспорядки в Киеве в связи со смертью своего предшественника. Многострадальное население, после десятилетий плохого правления и неэффективность правительства, гнев которого усугублялся непомерными процентными ставками ростовщиков, начала грабить тех, кого считали ответственными за хаотичное положение дел.

P. S. Автору показалось эта карта достаточно полной для описания событий с 1113 по 1125 года. Карта объективно показана и выполнена в достаточно хорошем качестве
P. S. Автору показалось эта карта достаточно полной для описания событий с 1113 по 1125 года. Карта объективно показана и выполнена в достаточно хорошем качестве

Вече посчитало Владимира Мономаха единственным человеком, способным предотвратить то, что грозило перерасти в социальную революцию, вече умоляло его прийти и править. И Владимир Мономах (1113-25), и его сын Мстислав Великий (1125-1132) сумел каким-то образом восстановить подобие единства на Руси. Два десятилетия их правления были периодом величайшего могущества и сплоченности Киевского государства от смерти Ярослава до захвата Киева монголами в 1240 году. Их авторитет был неоспорим. Оба смогли добиться безоговорочного повиновения от всех князей. Могущество половцев было сломлено в значительной степени их энергичной и умелой военной деятельностью: в результате половцы были оттеснены от традиционных торговых путей, а многие из многочисленных ханств оказались безобидными из-за смешанных браков с русскими и обращением в христианство; многие тоже были рассеяны, кто-то в Грузию, кто-то в Венгрию. Они больше не были той угрозой, какой были в последние десятилетия одиннадцатого века.

Однако единство, достигнутое Владимиром и его сыном, было лишь временным. Начиная с 1132 года Киевское государство вступило в период неуклонного политического упадка. Дело было не в том, что в семье не было сильных и умных князей. Это были: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский (сын и внук Владимира Мономаха) и сын Юрия Всеволод III. Но их сферы влияния не были Киев, но северо-восток России. В пределах Киевской Руси, то есть в районе самого Киева, Волыни на Западе России, Турова, Смоленска, Чернигова и Переяславля, раздробленность отдельных княжеств и ожесточенная трехсторонняя борьба между двумя ветвями потомков Владимира Мономаха и черниговскими князьями (потомками второго старшего сына Ярослава) были, по всей вероятности, основными причинами упадка Киева, а не отсутствие византийского коммерческого интереса или Половецкая опасность на юге. Отдельные ветви Рюриковичей сосредоточились все больше и больше на областях, которые стали признаваться их неотъемлемым наследием: например, одна ветвь потомков Мстислава основала свои вотчины в Западной Руси (Волынь и Галиция), другая - в Смоленске; в то время как старое Черниговское княжество разделилось на два крупных сектора: Черниговский и Новгород-Северский, которые, в свою очередь, распались на еще более мелкие княжества. Конечно, за сто лет между смертью Мстислава и монгольским нашествием 1237 года в Киеве были периоды стабильности...но в конце концов в 1240 году в декабре Киев был захвачен. И на этом, 300-летняя история Древнерусского гос-ва закончилась.

Татаро-монгольские походы на Русь 1237-1238 и 1239-1240 гг.
Татаро-монгольские походы на Русь 1237-1238 и 1239-1240 гг.

**Прим. автора
В данном материале все даты крайне условны и неточны. Ключевая проблема реконструкции истории создания «Державы Рюриковичей» и особенности покорения восточнославянских племён – это дефицит исторической информации. Повесть Временных Лет создаётся монахом Нестором только в начале XII века и имеет идеологическую окраску. Византийские, арабские источники крайне скупы. Первые ограничиваются только описанием походов русов на Константинополь, а последние крайне сложно поддаются точному анализу.