Найти в Дзене
Белорус и Я

Доктор, который дарит улыбку

Оглавление
Белорусский хирург– волонтёр Дмитрий ГРИЧАНЮК бесплатно оперирует детей с тяжёлой врождённой патологией лица по всему миру

Шестилетний Сашка– непоседа, переступая порог папиного рабочего кабинета, сразу становится не по годам серьёзным. Он понимает, что здесь нельзя шуметь и бегать. Потому что его папа Дима – врач и он лечит больных маленьких деток. Саша, как и папа, надевает собственную маску, шапочку, медицинские перчатки, хотя к операционному столу подходить ему не разрешают.

Из папиного кресла Сашке видно, как работает он во время операции – сосредоточенно, уверенно. Сын знает, что после операции должно пройти несколько дней, с лица прооперированной девочки снимут бинты и она будет совсем не похожа на фотографию себя прежней. И Сашка даже понимает, почему мама той малышки говорит много– много раз: «Спасибо, доктор, спасибо…», а по её щекам текут слезы…

Выбор

Спустя годы история словно повторилась. Отец Дмитрия Гричанюка Александр Иванович, который более трёх десятков лет работал главврачом Гродненской центральной стоматологической поликлиники и главным внештатным специалистом по стоматологии Управления здравоохранения облисполкома, тоже иногда брал сына с собой на работу. Это был человек необыкновенно отзывчивый, добрый, внимательный к каждому пациенту, профессионал в своём деле. Он ушёл из жизни десять лет назад. Остановилось сердце. Но Александра Ивановича до сих пор помнят очень– очень многие.

А для Дмитрия отец жив не только в воспоминаниях. Он постоянно рядом с ним – в мыслях, делах, поступках. Отец был и остаётся для него примером во всём. Сына назвал в честь своего отца – другие имена для новорождённого мальчишки даже не рассматривались.

– После окончания школы сомнения у меня были до последнего: куда подавать документы – на юрфак или в медицинский. Папа меня не подталкивал, сказал, что я должен сам сделать выбор. Я выбрал медицину. И честно признаюсь, что всем, чего я достиг в своей профессии, я обязан ему, своему отцу. И потому в память о нём я должен сделать ещё больше, лучше, никогда не останавливаться в своём профессиональном развитии.

От улыбки станет мир светлей…

– Врождённые дефекты лица, которые в простонародье называют «заячьей губой» и «волчьей пастью», – это не только эстетический дефект. Это тяжёлый порок внутриутробного развития и, к сожалению, довольно часто встречающийся. По некоторым данным, он составляет более 13% всех врождённых пороков развития, – рассказывает доктор Гричанюк. – В нашей стране таких детей рождается один на 700–800 новорождённых. Дети не могут нормально дышать, глотать, жевать и, конечно же, не могут улыбнуться. Заболевание даёт осложнения на слух, речь, влияет на психику ребёнка. Но если ещё несколько десятков лет назад дети с такой патологией становились в обществе изгоями, то сейчас группа инвалидности, которая присваивается с рождения, после операции и реабилитации снимается. И они живут полноценной нормальной жизнью.

Фото: media-polesye.by
Фото: media-polesye.by

Пациенты доктора Гричанюка очень маленькие: сейчас операции, как правило, делают в первые месяцы жизни ребёнка. Для коррекции расщелины верхней губы и нёба есть множество способов, но большинство из них в той или иной степени основаны на технике, предложенной ещё в 50-е годы прошлого века. Сегодня нет единого мнения по лечению детей с данной врожденной патологией. Каждый университет считает собственную методику более оправданной. Но в детской пластической хирургии нельзя быть консерватором. Нужно искать новые подходы, от чего-то отказываться, нарабатывать опыт.

– Согласитесь, нет ничего важнее для родителей, чем здоровый ребёнок, с красивым лицом, правильной речью. Это я вам говорю как врач и отец троих детей. Ведь по лицу мы узнаём друг друга, мимика помогает нам лучше понять и «услышать» нашего собеседника. И когда в семье рождается ребёнок с обезображенным лицом, когда он не может нормально дышать, – это трагедия для его родителей. Поэтому мы, челюстно-лицевые хирурги, должны на ранних этапах помочь решить эту проблему, чтобы ребёнок мог социально развиваться и адаптироваться в семье и обществе.

Дмитрий Гричанюк за 15 лет работы имеет уже немало собственных наработок по совершенствованию методики этих операций. С 2006 года, после стажировки в Италии у челюстно-лицевых хирургов с мировыми именами профессоров Роберто Брузатти и Клаудио Маркетти, Гричанюк начал внедрять в Беларуси различные методики операций у детей с самого раннего возраста. Что-то модифицировал, объединял, разрабатывал. Он стал первым в Беларуси хирургом, сделавшим операцию по выращиванию у ребёнка нижней челюсти при помощи специального аппарата – дистрактора.

Доктор уверен: нельзя оперировать по одной методике десять – двадцать лет, надо постоянно совершенствоваться, расширять кругозор, изучать новые подходы для каждого конкретного случая и возраста. Доктор Гричанюк постоянно ездит, оперирует в разных местах, посещает научные конгрессы, заимствуя что-то новое у коллег из дальнего и ближнего зарубежья и делится собственным профессиональным опытом.

Консультацию   и отбор пациентов он проводит всегда лично. Иркутск, 2019 год
Консультацию и отбор пациентов он проводит всегда лично. Иркутск, 2019 год

– В ряды волонтёров я попал благодаря другу и коллеге пластическому хирургу Андрею Останину из Владимира. К слову, его отец в советское время жил и работал в моём родном Гродно. Он был талантливым челюстно-лицевым хирургом и возглавлял профильное отделение в клинике. А с Андреем судьба нас свела в Санкт-Петербурге на международном конгрессе пластических хирургов 13 лет назад. Первые операции в рамках волонтёрской акции мы провели вместе в клинике в Белгороде.

Потом у Гричанюка были операции в десятках других российских городов и стран СНГ. Проблема своевременного оперативного вмешательства, то есть в первые месяцы жизни ребёнка, особенно остро стоит для отдалённых регионов России. Далеко не все семьи имеют возможность, в том числе и финансовую, привезти малыша на операцию в Москву. Поэтому особое внимание хирурга-волонтёра Гричанюка именно таким городам на российской карте. Вот и пару месяцев назад он вернулся из Иркутска и Махачкалы – результатом командировки остался доволен: удалось помочь 46 деткам.

В прошлом году доктор Гричанюк единственный в Беларуси получил международную аккредитацию в организации Operation Smile («Операция «Улыбка»), которая была создана в США в 1982 году пластическим хирургом Биллом Маги и его женой. В России она появилась спустя десять лет. За эти годы по всему миру десятки тысяч детей с врождённой патологией лица получили помощь и смогли вернуться к нормальной жизни.

– Мой первый учитель – доктор медицинских наук, профессор Александр Сергеевич Артюшкевич, научный руководитель моей кандидатской диссертации. Я ему безмерно благодарен. За эти годы мне посчастливилось оперировать совместно со многими мировыми величинами из США, Канады, Филиппин, России, стран Евросоюза. Я постоянно бываю на стажировках в Италии, Бельгии, Франции, России. Среди моих наставников всемирно известные хирурги профессора Роберто Брузатти, Клаудио Маркетти, Джорджио Ломбардо, Пьер Франческо Ночини. На протяжении последних пяти лет сотрудничаю с мастерами челюстно-лицевой и пластической хирургии Веронского университета.

Профессора Дэвида Фишера доктор Гричанюк считает одним из своих наставников
Профессора Дэвида Фишера доктор Гричанюк считает одним из своих наставников

«Это не может измеряться деньгами»

Зачем мне это? Почему я добровольно согласился на такой темп, когда все дни в моём рабочем календаре расписаны буквально по часам?

Такие вопросы мне задают часто – и коллеги, и журналисты, и просто знакомые. Ведь нам, врачам-волонтёрам, которые оперируют по всему миру совершенно бесплатно, оплачивают только проезд, питание и проживание. Операции мы проводим во время своих отпусков, у всех нас есть основное место работы. А это, без преувеличения, колоссальная нагрузка. Иногда за четыре-пять дней в одном регионе оперируем до полусотни детей. Вместе со мной всегда работает команда специалистов со всего мира: неонатологи, педиатры, анестезиологи, челюстно-лицевые хирурги, психологи и целый отряд медсестёр.

Работа над докторской диссертацией, участие в научно-практических конференциях и симпозиумах, участие в волонтёрских акциях… Всё это, чего уж тут скрывать, отнимает много времени и сил. После многочасовых операций наваливается физическая и душевная усталость, но когда видишь результат своей работы, когда видишь, как отчаяние родителей малыша уходит вместе со слезами радости, оно того стоит! И я никогда не смогу отказаться от этой работы. Моя помощь, как и помощь сотен врачей-волонтёров, нужна каждому больному ребёнку, где бы он ни жил – в Беларуси, России, Филиппинах или Шри-Ланке.

– Дмитрий, ваша работа не просто сложная, а очень сложная. Это не только физические нагрузки, когда приходится проводить в операционной по 10–11 часов, но и моральные. Как восстанавливаете силы?

– Оставаться в форме помогает спорт. С шести лет занимаюсь различными видами единоборств, в последние годы увлёкся тайским боксом. Ну и, конечно же, мой самый надёжный тыл и поддержка – семья. Мама, сестра, она тоже врач, жена Мария и трое наших деток. Я безмерно благодарен своей жене, она меня понимает и поддерживает. Я понимаю, как ей непросто, ведь на ней вся забота о наших детях, быт… Но без своей семьи и её поддержки я не смог бы ничего достичь в жизни.

В сложных случаях  операция длится три-четыре часа
В сложных случаях операция длится три-четыре часа

О чём мечтает доктор Гричанюк?

Хирургическая помощь детям с таким диагнозом – это всего лишь 40% успеха, потому что их реабилитация должна быть комплексной – медицинской, социальной и психологической. Идей и планов у Дмитрия много, а главная мечта доктора – организовать республиканскую клинику для реабилитации детей с челюстно-лицевой патологией, чтобы собрать всех необходимых специалистов в одном месте. После недавней стажировки в Институте нейрохирургии им. академика Бурденко в Москве, где оперировали троих белорусских малышей с тяжелейшей патологией, Дмитрий Гричанюк понял: надо создавать в Беларуси кранио-фациальную хирургию, привлекать опытных детских нейрохирургов к работе челюстно-лицевых хирургов. И тогда можно рассчитывать на ещё более высокие результаты даже в сложных клинических случаях.

А пока доктор Гричанюк проводит мастер-классы для хирургов на кафедре БелМАПО в областных центрах, делится с ними своим опытом и наработками. Ищет единомышленников, готовых внедрять передовые методики, и тех, кто готов вступить в ряды волонтёров. Надеется, что в следующей акции вместе с ним примет участие и группа белорусских анестезиологов. В эти дни Дмитрий Александрович занимается подготовкой семинара в Минске, в котором планируется участие более 100 специалистов из Беларуси и России, а также родители детей, успешно прошедших реабилитацию.

Недавно одна бывшая пациентка Дмитрия Александровича прислала ему свою фотографию со словами благодарности на обороте. Вспомнил её, маленькую девочку с расщелиной верхнего нёба, которой он делал заключительную пластическую операцию. Доктор несколько минут внимательно всматривался в её лицо и остался доволен: не нашёл ни одного послеоперационного рубца. Девушка работает сейчас в модельном бизнесе.

Галина ТРОФИМЕНКО, Минск

Фото из личного архива Дмитрия Гричанюка

© "Белорус и Я", 2019

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего канала о Науке Союзного государства смотрите здесь

ТОП-3

Жорес Алфёров: "Не мог же я после этого сказать Черномырдину: катись со своим "Домом" подальше"
Белорус и Я
15 марта 2021
Три важных мегапроекта, которые могут вывести Россию и Беларусь в лидеры экономического роста
Белорус и Я
20 января 2021