Декрет о мире стал первым декретом Советской власти и был принят 26 октября (8 ноября) 1917 года (на II Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов).
Понятно, что быстренько приняв сей декрет, большевики получили «кредит доверия» от революционных солдатских масс. Так что, с одной стороны, это был продукт для «внутреннего пользования», для «электората». Ну не рассчитывали же большевики, что мировые державы возьмут, да и согласятся дружно на мир «без аннексий и контрибуций» («справедливый, демократический мир», если прямо по тексту)? Или всё-таки рассчитывали?
На протяжении всего 1918 года В. И. Ленин ожидал революции в Германии, надежда на общую, мировую Революцию у многих большевиков сохранялась и в 1920-е годы.
Но во многих аспектах большевиков постигло разочарование. Несмотря на их прагматизм, в некоторых моментах коммунистические деятели были наивны, их расчеты строились на идеалистической теории. Это мы видим в тексте «того самого» Декрета:
«Обращаясь с этим предложением мира к правительствам и народам всех воюющих стран, Временное Рабочее и Крестьянское Правительство России обращается также в особенности к сознательным рабочим трех самых передовых наций человечества и самых крупных участвующих в настоящей войне государств: Англии, Франции и Германии...» (с) Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг.
То бишь расчет на некую поддержку со стороны западноевропейских рабочих, на «классовую солидарность», разумеется, был. И я не стал бы совсем сбрасывать этот фактор со счетов: да, он не привел к Мировой революции.
Но рабочее движение в Великобритании и Франции не позволило своим правительствам «расширить» Интервенцию. «Руки прочь от России» — лозунг, который стал одной из причин последующего поражения белого движения. В дальнейшем идеология позволяла большевикам опираться в других странах на заметные массы «сочувствующих». Это был эффективный политический инструмент.
Тем не менее, переоценивать «классовую солидарность» я бы тоже не стал, дальнейшие события (от Советско-польской до Великой Отечественной) показали, что не всегда «пролетарии» будут сторонниками российских большевиков.
Что характерно, в своем «декрете-послании» большевики обращаются как к правительствам, так и к народам всех держав, то бишь, по сути, ведут «двойную игру».
Это мы увидим и в дальнейшем: риторика о борьбе с капитализмом будет сосуществовать с взаимовыгодным сотрудничеством, причем не только экономическим.
Но даже уже в конце 1917 года большевики (по крайней мере, В. И. Ленин и группа его сторонников, не примыкавших потом к различным «блокам») оставляли «лазейки». Наиболее яркий пример:
«Вместе с тем Правительство заявляет, что оно отнюдь не считает вышеуказанных условий мира ультимативными, т.-е. соглашается рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая лишь на возможно более быстром предложении их какой бы то ни было воюющей страной...» (с) Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг.
То бишь это классические «программа-минимум» и «программа-максимум»: получится всё, выйдет Мировая революция / усиление позиций во всем мире. Не получится, значит, по крайней мере, сохраним власть в России и получим передышку.
Так что с одной стороны — требования «справедливого мира», без всяких там аннексий и контрибуций, с самоопределением народов (это тоже подчеркивалось особо). С другой стороны — ну, эти требования не обязательные, можем и поторговаться.
Разумеется, в итоге на предложения переговоров ответили только германцы (и их союзники), выставив почти сразу же собственные условия, весьма жесткие. И у немцев был инструмент, дававший на переговорах дополнительные «сто очков» — германская армия, которая не думала пока ещё разваливаться.
Тогда как Антанта могла «с чистой совестью» обвинить Россию в предательстве (сепаратный мир же + большевики опубликовали данные секретных договоров царской власти) и не признавать такую «новую» власть (поддерживая её противников).
«Нам важно задержаться до появления общей социалистической революции, а этого мы можем достигнуть, только заключив мир...» (с) В. И. Ленин. Речи о войне и мире на заседании ЦК РСДРП(б) 11 (24) января 1918 года.
И в этом тоже проявляется дуализм большевиков: с одной стороны, надежда на «общую революцию». С другой стороны, довольно быстрый приход понимания того, что «нужно работать с тем, что уже есть».
Классическая концепция международных отношений не была сломана Лениным, хотя Декрет о мире и оказал определенное влияние на позиции победителей в Первой мировой войне («самоопределение народов»).
Это показали и Брестский мир, и дальнейшее развитие СССР (и его взаимодействие с другими странами, в том числе — капиталистическими).
С другой стороны, заключением «мира любой ценой» большевики спасли собственную власть (так как без мира их бы просто смели немцы или «альтернативные левые»).
Интересные каналы, которые вы можете поддержать.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.