Найти тему

«Песня ланча»: элегия прошлому и аддиктивное поведение

«Песня ланча» (The Song of Lunch) – британская экранизация одноимённой поэмы Кристофера Рида, снятая Нилом МакКорником в 2010 году. Это психологический рассказ о встрече двух бывших любовников после долгой разлуки. Зрителю неизвестны подробности их романа и причины расставания. Всё, что мы видим это поэтический монолог главного героя.

Потребность

Что для нас взаимность?

Ответить взаимностью на чувства, на отношение в целом – значит разделить ценность, значимость чувств и желаний другого человека. Нам всегда кажется, что она эфемерна и неочевидна. Но в действительности, взаимность — это фундамент, на котором строятся любые отношения. Её наличие говорит нам о здоровых и безопасных отношениях, а отсутствие вызывает зависимость.

Главный герой «Песни ланча» отчаянно нуждается во взаимности. Его поведение, слова и мысли буквально кричат: «побудь со мной и почувствуй то же, что и я».

«Он» (роль исполняет Алан Рикман) – редактор в маленьком издательстве, который украдкой выбирается на встречу. Он полон светлых надежд, томительного ожидания и ностальгии. Именно ностальгия станет его спутницей на этот вечер. На протяжении всего фильма зрителя оглушает тоска по прошлому. Тяжесть сожалений проявляется в неловкости разговора и поведении главного героя.

Может показаться странным, что он постоянно отвлекается на окружение, шумы и другие раздражители. Но и этому есть объяснение. К примеру, молодая и привлекательная официантка становится для него неким спасением от ещё большего погружения в уже бессмысленную ностальгию. Он избегает взгляда своей спутницы, её честной и открытой оценки его поведения. Одним словом, это бегство от реальности, в которой они живут. А реальность такова, что «Она» (роль исполняет Эмма Томпсон) замужняя женщина, счастливая мать и просто человек из далекого прошлого. Но для него она билет по лабиринтам памяти о былой любви и ошибках, которых уже не исправить.

Поймал рыбку – упустил в море.
Горе, горе,
Горе, горе...
Нашёл бриллиант и упустил.
Дебил.

Также идею «взаимности» хорошо иллюстрируют прикосновения, как невербальные сообщения двух людей. Момент, когда она касается своей рукой его сжатого кулака, а затем мягко проводит по ладони, выглядит как утешение. Прикосновения так же, как и взаимность всегда чувствуют двое. Однако, чтобы прочувствовать это в полной мере необходимо быть в моменте, видеть и слышать своего партнера. Если ваше понимание этого момента приближено к пониманию другого, то я могу вас поздравить - взаимность достигнута. Однако, чтобы достичь подобного необходим трезвый взгляд со стороны. Стоит задаться вопросом «О чем мне говорят слова, взгляд и поведение?», «В чем истинный смысл слов и прикосновений?». Ответ на поверхности, но мысли главного героя уходят вглубь прошлых ошибок, поспешных суждений и неуверенности в собственных чувствах. Поток мыслей в итоге приводит к горькой истине – слишком поздно. И прикосновение, которое должно подарить утешение, открывает ему глаза на себя и своё одиночество.

Зависимость

Здесь нам раскрывают вторую тему данного произведения. Зависимость или аддикция – проходит красной нитью через всё произведение. Ведь единственное, что по мнению главного героя может удовлетворить его потребность во взаимности – это вино. Каждый человек нуждается в эмоциональном тепле, получаемом от других и отдаваемом им. Главный герой старается реализовать своё стремление к интимности искусственным образом, замещая эмоции на предметный суррогат.

кадр из х\ф "Песня ланча" 2010
кадр из х\ф "Песня ланча" 2010

«Ты ступаешь по огню, прикрытому обманчивым пеплом». Именно этот путь, воспетый Горацием, избрал наш главный герой. Аддиктивный подход зарождается в глубине его психики и характеризуется установлением эмоциональной связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами и явлениями. И естественная потребность в любви и взаимности не находит выхода в отношениях и потому заглушается потреблением большого количества алкоголя. Иными словами, его зависимое поведение это компенсация эмоционального дефицита. На мой взгляд, неважно, что именно стало объектом зависимости: любимый человек или бутылка вина. По своей сути, зависимость зависимости – рознь, ведь механизм действия практически не отличается. Зависимость сама по себе делает человека несчастным и изолирует его от реальности. Главный герой разочарован самим собой и своей былой любовью, а потому уход от реальности кажется вполне приемлемым. Он искусственно меняет своё психическое состояние, в одиночку приговорив две бутылки вина и смещает фокус внимания на другие раздражители, которые приносят ожидаемые яркие эмоции. Особенность любой зависимости – это фиксация на приятных эмоциональных переживаниях и желание повторить прошлый опыт.

Вкус последнего глотка ещё остаётся на языке. Не здорово, но хочется ещё. Недвижная порочно-пурпурная жидкость в бокале. Бесспорное сродство и притяжение между вином и языком. Взаимное дополнение. Взаимная любовь. Языка молчаливый призыв, неодушевлённого вина ответ. Пока теоретический, но посредством поднятия бокала встреча возлюбленных осуществима. Они сольются в поцелуе. Недолгое забытье, приятное блаженство, которое можно повторить.

Как итог мы видим, что он жаждет вернуть утраченные чувства, прошлую жизнь и самого себя. Однако, это уже невозможно.

Освобождение

"... Хочется то ли плакать, то ли спать..." — слова, пропитанные горечью измученного сердца и разума. Но признание собственного бессилия в данной ситуации приносят ему ощущение свободы как бы парадоксально это ни звучало. Освобождение заключается в осознании того, что не всё возможно изменить. Они оба не могут изменить прошлого, свои привычки и чувства. Каждый несет груз жизненных трудностей, которые пережил. Стоит отметить, что у главного героя нарушено смыслообразование, самобытность и непосредственность переживаний. Он переживает творческий кризис и утрату смысла в привычной форме самовыражения. Пожалуй, единственное, что способно вернуть ему вкус жизни это возможность раскрыть творческий потенциал.

Орфей и Эвридика, герои мифа Древней Греции, которые приводятся в фильме как некая иллюстрация их любви отчасти приближена к реальности. Музыкант, который пытался вернуть свою возлюбленную из мира мертвых так же, как и главный герой хотел на краткий миг вернуть её в свои воспоминания о прошлом.

В заключении можно сказать, что «Песня ланча» — это 47-минутный терапевтический сеанс по проработке зависимости, как эмоционального и патологического характера. Он оставляет горькое послевкусие и множество вопросов. Но основная мысль беспощадна в своей простоте – человек не способен переписать прошлое, а значит наступит момент, когда будет слишком поздно.