«Песня ланча» (The Song of Lunch) – британская экранизация одноимённой поэмы Кристофера Рида, снятая Нилом МакКорником в 2010 году. Это психологический рассказ о встрече двух бывших любовников после долгой разлуки. Зрителю неизвестны подробности их романа и причины расставания. Всё, что мы видим это поэтический монолог главного героя.
Потребность
Что для нас взаимность?
Ответить взаимностью на чувства, на отношение в целом – значит разделить ценность, значимость чувств и желаний другого человека. Нам всегда кажется, что она эфемерна и неочевидна. Но в действительности, взаимность — это фундамент, на котором строятся любые отношения. Её наличие говорит нам о здоровых и безопасных отношениях, а отсутствие вызывает зависимость.
Главный герой «Песни ланча» отчаянно нуждается во взаимности. Его поведение, слова и мысли буквально кричат: «побудь со мной и почувствуй то же, что и я».
«Он» (роль исполняет Алан Рикман) – редактор в маленьком издательстве, который украдкой выбирается на встречу. Он полон светлых надежд, томительного ожидания и ностальгии. Именно ностальгия станет его спутницей на этот вечер. На протяжении всего фильма зрителя оглушает тоска по прошлому. Тяжесть сожалений проявляется в неловкости разговора и поведении главного героя.
Может показаться странным, что он постоянно отвлекается на окружение, шумы и другие раздражители. Но и этому есть объяснение. К примеру, молодая и привлекательная официантка становится для него неким спасением от ещё большего погружения в уже бессмысленную ностальгию. Он избегает взгляда своей спутницы, её честной и открытой оценки его поведения. Одним словом, это бегство от реальности, в которой они живут. А реальность такова, что «Она» (роль исполняет Эмма Томпсон) замужняя женщина, счастливая мать и просто человек из далекого прошлого. Но для него она билет по лабиринтам памяти о былой любви и ошибках, которых уже не исправить.
Поймал рыбку – упустил в море.
Горе, горе,
Горе, горе...
Нашёл бриллиант и упустил.
Дебил.
Также идею «взаимности» хорошо иллюстрируют прикосновения, как невербальные сообщения двух людей. Момент, когда она касается своей рукой его сжатого кулака, а затем мягко проводит по ладони, выглядит как утешение. Прикосновения так же, как и взаимность всегда чувствуют двое. Однако, чтобы прочувствовать это в полной мере необходимо быть в моменте, видеть и слышать своего партнера. Если ваше понимание этого момента приближено к пониманию другого, то я могу вас поздравить - взаимность достигнута. Однако, чтобы достичь подобного необходим трезвый взгляд со стороны. Стоит задаться вопросом «О чем мне говорят слова, взгляд и поведение?», «В чем истинный смысл слов и прикосновений?». Ответ на поверхности, но мысли главного героя уходят вглубь прошлых ошибок, поспешных суждений и неуверенности в собственных чувствах. Поток мыслей в итоге приводит к горькой истине – слишком поздно. И прикосновение, которое должно подарить утешение, открывает ему глаза на себя и своё одиночество.
Зависимость
Здесь нам раскрывают вторую тему данного произведения. Зависимость или аддикция – проходит красной нитью через всё произведение. Ведь единственное, что по мнению главного героя может удовлетворить его потребность во взаимности – это вино. Каждый человек нуждается в эмоциональном тепле, получаемом от других и отдаваемом им. Главный герой старается реализовать своё стремление к интимности искусственным образом, замещая эмоции на предметный суррогат.
«Ты ступаешь по огню, прикрытому обманчивым пеплом». Именно этот путь, воспетый Горацием, избрал наш главный герой. Аддиктивный подход зарождается в глубине его психики и характеризуется установлением эмоциональной связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами и явлениями. И естественная потребность в любви и взаимности не находит выхода в отношениях и потому заглушается потреблением большого количества алкоголя. Иными словами, его зависимое поведение это компенсация эмоционального дефицита. На мой взгляд, неважно, что именно стало объектом зависимости: любимый человек или бутылка вина. По своей сути, зависимость зависимости – рознь, ведь механизм действия практически не отличается. Зависимость сама по себе делает человека несчастным и изолирует его от реальности. Главный герой разочарован самим собой и своей былой любовью, а потому уход от реальности кажется вполне приемлемым. Он искусственно меняет своё психическое состояние, в одиночку приговорив две бутылки вина и смещает фокус внимания на другие раздражители, которые приносят ожидаемые яркие эмоции. Особенность любой зависимости – это фиксация на приятных эмоциональных переживаниях и желание повторить прошлый опыт.
Вкус последнего глотка ещё остаётся на языке. Не здорово, но хочется ещё. Недвижная порочно-пурпурная жидкость в бокале. Бесспорное сродство и притяжение между вином и языком. Взаимное дополнение. Взаимная любовь. Языка молчаливый призыв, неодушевлённого вина ответ. Пока теоретический, но посредством поднятия бокала встреча возлюбленных осуществима. Они сольются в поцелуе. Недолгое забытье, приятное блаженство, которое можно повторить.
Как итог мы видим, что он жаждет вернуть утраченные чувства, прошлую жизнь и самого себя. Однако, это уже невозможно.
Освобождение
"... Хочется то ли плакать, то ли спать..." — слова, пропитанные горечью измученного сердца и разума. Но признание собственного бессилия в данной ситуации приносят ему ощущение свободы как бы парадоксально это ни звучало. Освобождение заключается в осознании того, что не всё возможно изменить. Они оба не могут изменить прошлого, свои привычки и чувства. Каждый несет груз жизненных трудностей, которые пережил. Стоит отметить, что у главного героя нарушено смыслообразование, самобытность и непосредственность переживаний. Он переживает творческий кризис и утрату смысла в привычной форме самовыражения. Пожалуй, единственное, что способно вернуть ему вкус жизни это возможность раскрыть творческий потенциал.
Орфей и Эвридика, герои мифа Древней Греции, которые приводятся в фильме как некая иллюстрация их любви отчасти приближена к реальности. Музыкант, который пытался вернуть свою возлюбленную из мира мертвых так же, как и главный герой хотел на краткий миг вернуть её в свои воспоминания о прошлом.
В заключении можно сказать, что «Песня ланча» — это 47-минутный терапевтический сеанс по проработке зависимости, как эмоционального и патологического характера. Он оставляет горькое послевкусие и множество вопросов. Но основная мысль беспощадна в своей простоте – человек не способен переписать прошлое, а значит наступит момент, когда будет слишком поздно.