Иногда мир искусства бывает несправедлив. Случается, что художник напишет одну картину и войдет в историю. Замечательный художник Иван Андреевич Пелевин написал больше ста картин, но его вспоминают редко. А ведь его работы такие душевные, а главное, достаточно интересно передают крестьянский быт.
Увы, про жизнь художника известно мало. Родился в Петербурге в 1840 году, в 1856 году поступил в Академию художеств, в 1868-74 гг. учился на Мозаическом отделении, в 1869 году получил звание академика жанровой живописи за картины «Молодая мать», «Деревенская швея», «Детский завтрак», «Деревенский пестун», «Два врага» и «Этюд девушки». Пелевин жил и работал в столице. Принимал участие в создании фресок в Исаакиевском соборе (фигура Иуды в образе "Тайная вечеря", 1869-70 гг.). В 1874 году художник переехал в Вильно (Вильнюс), где до 1884 года служил при генерал-губернаторе Виленском, Ковенском и Гродненском. Выставлял свои картины на Всемирных выставках в Лондоне (1862) и Париже (1878), на Всероссийской выставке в Москве (1882). В 1872 году Пелевин участвовал в выставке передвижников, но членом товарищества не был. Умер он в Петербурге в 1917 году, не дожив пару месяцев до революции. В 1870-х его картины раскупали довольно бойко, а после смерти о нем вспоминали намного реже. Иногда его картины всплывают на аукционах. Их довольно часто используют в качестве иллюстраций к описанию повседневной жизни крестьян.
Чаще всего Пелевин рисовал детей. Возможно, в том числе потому, что картины с детьми неплохо продавались. Одних только сценок с кормлением детей он написал около десятка.
Картина «Молодая мать» выглядит немного мрачной. Усталая женщина, бедная обстановка, теснота. Можно увидеть еще одну характерную деталь крестьянского дома – так называемую маточную балку (ее также иногда называли маткой). Она поддерживала потолок и проходила по центру избы. Маточная балка имела сакральное значение, с ней были связаны различные традиции. К этой балке традиционно крепились люльки, иногда светильники. За эту и другие работы художник получил звание академика. Примечательно, что это одна из немногих картин, где героиня выглядит грустной или недовольной жизнью. В большинстве случаев крестьяне Пелевина сытые, довольные, аккуратно одетые. Возможно, поэтому Пелевин не стал классиком. В то время публика больше обращала внимание на картины на социальные темы. Бедность, социальная несправедливость, общественные противоречия, конфликты и т. д.
На этой картине мы видим достаточно просторную избу, вероятно зажиточных крестьян. Типовой интерьер – классическая печь, рядом стандартный шкаф для посуды и утвари, там же сушится белье, у печи традиционный рукомойник в виде чайника и кадки/ ведерка/ бочонка. Угол возле печи традиционно считался «женским», поэтому женщины обычно занимались хозяйственными делами там («мужская» часть была традиционно в районе красного угла, где помещались иконы). Не типично только то, что пол подозрительно чистый. Если взглянуть на картины художников-передвижников, которые родились и выросли в деревнях, пол на них изображен не столь аккуратным, что и не удивительно. В избах не только жили, но и работали, а в холодное время могли взять цыплят или даже телят. В кроватке ребенка можно увидеть подушку с наволочкой и одеялом. К сожалению, такие постельные принадлежности были далеко не во всех крестьянских домах. Часто были просто тюфяки, а вместо одеял и простыней в ход шли домотканые холсты.
Картина «Первенец» (1888) названа так не случайно. Это не просто очередное «кормление ребенка». Многие исследователи крестьянского быта отмечали, что сельские жители относились к первенцам с особым трепетом. Что и не удивительно. Рождаемость была высокой, но и смертность тоже, поэтому со временем отношение к детям становилось не столь сентиментальным. Младшие в многодетных семьях и вовсе могли восприниматься как лишние рты. А пока все в радость, все в диковинку.
И еще несколько картин автора
Пелевин также писал картины на исторические темы
этот материал также можно увидеть на моем канале тут
#история #живопись #искусство #картина #художник