Многим и понятно, что общаться с младенцем надо совсем не так, как с подростком, однако сложно понять, а как именно с ним общаться, в чем разница в воспитании на разных этапах взросления ребенка.
Младенцу все равно кто будет его кормить, менять подгузник, давать игрушки и выносить коляску на улицу для прогулок. Он полностью зависит от взрослого и одновременно управляет им. Это ребенку-школьнику можно объяснить, что обед сейчас не готов и отправить нагуливать аппетит на улицу. Грудничкам не важны слова. Они хотят кушать сейчас, и никакие уговоры на них не подействуют. В этом есть и минус. Родители или люди, которые осуществляют уход за младенцами, начинают привыкать, что главное – накормить и вовремя убраться за ребенком. Это далеко не так. Когда ребенок сыт и ему комфортно, он хочет общаться. Да, это общение совсем не похоже на задушевные разговоры, но так же важно, как и любые беседы с детьми. Произносить можно все что угодно, хоть заучивать стихи и доказательство теоремы Пифагора. Главное – смотреть на ребенка, улыбаться ему и говорить с нежной, радостной интонацией. Ребенку нужно быть в такие минуты центром вашей вселенной.
Когда ребенок научится ходить, его руки, наконец, освободятся для игр с предметами. Тут родителям стоит обеспечить его самыми разнообразными вещами. А если взрослые их не дадут, то ребенок сам найдет себе работу. В ход пойдут туфли, кастрюли, кульки с мукой, вещи из комодов. Все вещи, до которых ребенок доберется самостоятельно и без ведома взрослых. Он будет их мять, грызть, кидать, соединять друг с другом. Все это маленькие эксперименты молодого неопытного ученого. Все запоминается, заносится в память и может быть будет использовано потом.
Родители могут направить исследовательскую энергию ребенка в нужное им русло. Кроме сковородок существуют кубики, кольца, крупная мозаика, пластилин. Если ребенок все пробует на зубок, можно использовать соленое тесто. Его легко изготовить из соли, муки и воды. Вкус его отобьет охоту класть в рот, но даже если и понравится, то отравления не будет.
Эксперименты с предметами плавно перейдут в игры. Скоро дети понимают, что мячик отскакивает от пола и его можно ловить. Кубики – отличный строительный материал. А вот поварешки и кастрюльки можно понарошку наполнять вкуснейшим супом из мелких деталей конструктора. Взрослея, дети начинают придумывать более сложные игры.
Самое интересное, что с помощью игры родители могут воспитать трудолюбие, научить делить сложную задачу на более простые этапы, привить любовь к порядку. В игре дети учатся. Они примеряют на себя роль взрослого, пытаются становиться похожим на родителей. Играя в детском саду, они буквально рассказывают о порядках в своих семьях, полностью отражая их в своих играх.
Важно, чтобы дети наигрались до школы. Не останавливайте их. Когда они хотят побегать с мячом, посидеть с куклами или солдатиками. Если после игр остаются разбросанные игрушки, поиграйте с ними в уборку. Пускай это будет элитная гостиница или вы расчистите место в госпитале для расположения больных. Не бойтесь и сами включиться в игру.
С поступлением в школу главным делом для ребенка становится учеба. Даже дома взрослым стоит говорить о ней. Не о заданиях, с ними ученик должен справиться сам. Лучше говорить об одноклассниках, выяснить, как зовут учителей. Можно поинтересоваться, что нового ребенок узнал, поддерживать интерес к предметам и после школы.
Подростки уже не так откровенны с родителями. Если ранее не было совместных игр и разговоров, то в этом возрасте им неоткуда взяться. Это происходит не из-за распущенности или неблагодарности детей. Совсем нет. Подросткам приходится очень тяжело – их не слушается тело, мысли путаются, от них требуют послушания, а к мнению не прислушиваются, сверстники смеются над ними. Подростки живут в постоянном стрессе. И родителям сложно со своими повзрослевшими детьми. Трудно отпустить ребенка во взрослый мир, где родитель уже не единственный авторитет, но сделать это придется.