Найти тему

О самом главном! История шедевра пуантилизма Жоржа Сёра «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт»

Оглавление

В ходе истории искусства некоторые произведения стали символом целых художественных жанров. Мона Лиза Леонардо и Давид Микеланджело , например, определяют итальянское Возрождение ; «Крик » Эдварда Мунка олицетворяет экспрессионизм; а пуантилизм типичен для картины Жоржа Сёра « Воскресный полдень на острове Ла-Гранд-Жатт» .

Сера завершил этот монументальный шедевр в 1880-х годах. Чтобы создать масштабную сцену, художник скрупулезно нанес на холст миллионы точек, нарисованных вручную. Сера впервые применил эту технику, нарисовав «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт », что положило начало пуантилистскому движению.

Что такое пуантилизм?

-2

Поль Синьяк, «Сосна в Сен-Тропе», 1909 г.

Представленный Жоржем Сёра и его коллегой французским художником Полем Синьяком в 1886 году, пуантилизм — это техника живописи, в которой маленькие отдельные точки работают вместе, создавая сплоченную композицию. Хотя этот эстетический подход был в первую очередь вдохновлен пестрыми мазками импрессионизма , жанр на самом деле является ветвью постимпрессионизма , основного движения, возникшего в 1890-х годах.

В то время как стили, изучаемые художниками-постимпрессионистами, разнообразны, в их работах наиболее характерны плоскостность, формальность и преувеличенный цвет - характеристики, которые очевидны в «Воскресном дне на острове Ла-Гранд-Жатт» .

Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт.

ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ

-3

Жорж Сёра, Эскиз к «Воскресному дню на острове Гранд-Жатт», 1884 г.

Жорж Сёра начал писать «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» весной 1884 года. В это время художник жил и работал вместе с импрессионистами в Париже. Как и эти художники, Сёра часто рисовал пейзажи за пределами французской столицы, в том числе Гранд-Жатт , остров на реке Сена, расположенный к западу от Парижа.

Чтобы усовершенствовать свою картину популярного парка, Сёра собрал коллекцию предварительных набросков и рисунков. Взяв пример с импрессионистов, он создал эти этюды вдали от своей студии и на пленэре . Этот подход позволил Сёра уловить цвет, свет и движение сцены перед ним, которую он пересматривал несколько раз, прежде чем закончить окончательную крупномасштабную картину в 1886 году.

Почему он посвятил так много времени этим подготовительным наброскам? Как пуантилисты Сера и Синьяк особенно интересовались игрой с восприятием и экспериментами с оптикой, что привело к всестороннему и тщательному процессу рисования.

«Смотря на свой предмет, — пояснял Синьяк, — Сера, прежде чем прикоснуться к своему маленькому щитку краской, всматривается, сравнивает, смотрит полузакрытыми глазами на игру света и тени, наблюдает контрасты, вычленяет отражения, долго играет с крышка коробки, которая служит его палитрой, затем . . . он вырезает из своей небольшой кучи цветов, расположенных в порядке спектра, различные цветовые элементы, которые образуют оттенок, предназначенный лучше всего передать тайну, которую он узрел. Исполнение следует за наблюдением, штрих за штрихом панель закрывается».

СЮЖЕТ

-4

Жорж Сёра, «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт», 1884–1886 гг.

Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт изображает типичную прогулку парижан, живших в 1880-х годах. Глядя на мерцающую реку и полагаясь на зонтики и деревья для тени, они, кажется, наслаждаются коротким бегством от городской жизни, отдыхая на траве, ловя рыбу в реке или даже любуясь атмосферой в компании любимой обезьяны. .

НЕРЕАЛИСТИЧНЫЙ СТИЛЬ

-5

Жорж Сёра, Детали «Воскресного дня на острове Гранд-Жатт», 1884–1886

Хотя сюжеты картины «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» представлены в нереалистичном и почти минималистском стиле, Сёра решил разместить их в разных положениях («у некоторых мы видим спину, у некоторых мы видим анфас, некоторые в профиль, некоторые сидят под прямым углом, некоторые вытянуты горизонтально, некоторые стоят прямо», — заметил искусствовед Феликс Фенеон в 1886 году).

Это решение добавляет реалистичности стилизованному изображению и помогает вовлечь зрителя в удаляющийся пейзаж.

СКРЫТЫЙ СМЫСЛ

Хотя на первый взгляд картина Сера кажется потрясающим и красочным изображением парижан, неторопливо наслаждающихся своим днем, в ней может быть скрытый смысл. Некоторые историки искусства предполагают, что статическая атмосфера картины и кукольные фигуры призваны критиковать современную жизнь в Париже, которую Сёра считал перформативной.

ОКРАШЕННАЯ РАМКА

-6

Жорж Сёра, Детали «Воскресного дня на острове Гранд-Жатт», 1884–1886

Еще один оптический трюк, очевидный на этой картине, — использование Сёра новаторской окрашенной «рамы». Согласно Чикагскому институту искусств , эта пуантилистская граница должна «сделать впечатление от картины еще более интенсивным», добавив в композицию еще больше цветов, тонов и текстур.

Выставка

После завершения картины в 1886 году Сера решил выставить ее на восьмой и последней выставке импрессионистов. Хотя она была встречена неоднозначными отзывами, она оставалась самой известной картиной художника до (и после) его безвременной смерти в 1891 году.

Длительное значение

-7

До начала века «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» оставался во владении семьи Сера. Затем его передавали по разным торговцам до 1925 года, когда он нашел постоянный дом в Художественном институте Чикаго. Сегодня он остается изюминкой музейной коллекции и, возможно, самым знаменитым произведением пуантилизма в мире.

Спасибо что дочитали данную статью до конца, ставьте отметки нравится, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал.