В ходе истории искусства некоторые произведения стали символом целых художественных жанров. Мона Лиза Леонардо и Давид Микеланджело , например, определяют итальянское Возрождение ; «Крик » Эдварда Мунка олицетворяет экспрессионизм; а пуантилизм типичен для картины Жоржа Сёра « Воскресный полдень на острове Ла-Гранд-Жатт» .
Сера завершил этот монументальный шедевр в 1880-х годах. Чтобы создать масштабную сцену, художник скрупулезно нанес на холст миллионы точек, нарисованных вручную. Сера впервые применил эту технику, нарисовав «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт », что положило начало пуантилистскому движению.
Что такое пуантилизм?
Поль Синьяк, «Сосна в Сен-Тропе», 1909 г.
Представленный Жоржем Сёра и его коллегой французским художником Полем Синьяком в 1886 году, пуантилизм — это техника живописи, в которой маленькие отдельные точки работают вместе, создавая сплоченную композицию. Хотя этот эстетический подход был в первую очередь вдохновлен пестрыми мазками импрессионизма , жанр на самом деле является ветвью постимпрессионизма , основного движения, возникшего в 1890-х годах.
В то время как стили, изучаемые художниками-постимпрессионистами, разнообразны, в их работах наиболее характерны плоскостность, формальность и преувеличенный цвет - характеристики, которые очевидны в «Воскресном дне на острове Ла-Гранд-Жатт» .
Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт.
ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ
Жорж Сёра, Эскиз к «Воскресному дню на острове Гранд-Жатт», 1884 г.
Жорж Сёра начал писать «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» весной 1884 года. В это время художник жил и работал вместе с импрессионистами в Париже. Как и эти художники, Сёра часто рисовал пейзажи за пределами французской столицы, в том числе Гранд-Жатт , остров на реке Сена, расположенный к западу от Парижа.
Чтобы усовершенствовать свою картину популярного парка, Сёра собрал коллекцию предварительных набросков и рисунков. Взяв пример с импрессионистов, он создал эти этюды вдали от своей студии и на пленэре . Этот подход позволил Сёра уловить цвет, свет и движение сцены перед ним, которую он пересматривал несколько раз, прежде чем закончить окончательную крупномасштабную картину в 1886 году.
Почему он посвятил так много времени этим подготовительным наброскам? Как пуантилисты Сера и Синьяк особенно интересовались игрой с восприятием и экспериментами с оптикой, что привело к всестороннему и тщательному процессу рисования.
«Смотря на свой предмет, — пояснял Синьяк, — Сера, прежде чем прикоснуться к своему маленькому щитку краской, всматривается, сравнивает, смотрит полузакрытыми глазами на игру света и тени, наблюдает контрасты, вычленяет отражения, долго играет с крышка коробки, которая служит его палитрой, затем . . . он вырезает из своей небольшой кучи цветов, расположенных в порядке спектра, различные цветовые элементы, которые образуют оттенок, предназначенный лучше всего передать тайну, которую он узрел. Исполнение следует за наблюдением, штрих за штрихом панель закрывается».
СЮЖЕТ
Жорж Сёра, «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт», 1884–1886 гг.
Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт изображает типичную прогулку парижан, живших в 1880-х годах. Глядя на мерцающую реку и полагаясь на зонтики и деревья для тени, они, кажется, наслаждаются коротким бегством от городской жизни, отдыхая на траве, ловя рыбу в реке или даже любуясь атмосферой в компании любимой обезьяны. .
НЕРЕАЛИСТИЧНЫЙ СТИЛЬ
Жорж Сёра, Детали «Воскресного дня на острове Гранд-Жатт», 1884–1886
Хотя сюжеты картины «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» представлены в нереалистичном и почти минималистском стиле, Сёра решил разместить их в разных положениях («у некоторых мы видим спину, у некоторых мы видим анфас, некоторые в профиль, некоторые сидят под прямым углом, некоторые вытянуты горизонтально, некоторые стоят прямо», — заметил искусствовед Феликс Фенеон в 1886 году).
Это решение добавляет реалистичности стилизованному изображению и помогает вовлечь зрителя в удаляющийся пейзаж.
СКРЫТЫЙ СМЫСЛ
Хотя на первый взгляд картина Сера кажется потрясающим и красочным изображением парижан, неторопливо наслаждающихся своим днем, в ней может быть скрытый смысл. Некоторые историки искусства предполагают, что статическая атмосфера картины и кукольные фигуры призваны критиковать современную жизнь в Париже, которую Сёра считал перформативной.
ОКРАШЕННАЯ РАМКА
Жорж Сёра, Детали «Воскресного дня на острове Гранд-Жатт», 1884–1886
Еще один оптический трюк, очевидный на этой картине, — использование Сёра новаторской окрашенной «рамы». Согласно Чикагскому институту искусств , эта пуантилистская граница должна «сделать впечатление от картины еще более интенсивным», добавив в композицию еще больше цветов, тонов и текстур.
Выставка
После завершения картины в 1886 году Сера решил выставить ее на восьмой и последней выставке импрессионистов. Хотя она была встречена неоднозначными отзывами, она оставалась самой известной картиной художника до (и после) его безвременной смерти в 1891 году.
Длительное значение
До начала века «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» оставался во владении семьи Сера. Затем его передавали по разным торговцам до 1925 года, когда он нашел постоянный дом в Художественном институте Чикаго. Сегодня он остается изюминкой музейной коллекции и, возможно, самым знаменитым произведением пуантилизма в мире.
Спасибо что дочитали данную статью до конца, ставьте отметки нравится, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал.