Глава 7.11. На Ниве по пляжу "высохшего" Аральского моря к мысу Актумсык и ночлег под чинком Устюрта
Мечтали когда-нибудь погонять по бескрайним песчаным пляжам вдоль берега моря сколько душе угодно? Ну признайтесь? Дак вот, моя мечта сбылась. Сейчас расскажу.
В прошлой части мы с вами расстались вечером на западном берегу Аральского моря, когда я уже чуть освоившись на коварном песчаном пляже стал задумываться о ночлеге и одновременно поглядывать в сторону видневшегося в 10 километрах к северу мыса Актумсык, подумывая, не сгонять ли туда перед сном.
Мыс образован более твердыми породами чинка Устюрта и хорошо виден издалека. Когда-то его подмывали воды Аральского моря, но не смогли с ним справиться. Ныне море отступило на несколько километров и его окружает обширный песчаный язык поросший чахлой, но в меру густой травянистой растительностью.
Ниже небольшое видео пробега по пляжу до мыса Актумсык. Фото я, к сожалению, не делал, был поглощен гонкой - солнце падало за горизонт.
Десять километров почти до самого мыса Актумсык пролетел на одном дыхании. Пляж хороший, песок плотный и относительно сухой, лишь только в паре мест проступала вода.
Что за трава не знаю, кажется это прошлогодняя лебеда с примесью полыни. На участках близких к подножию клифа ей хватает сочащихся из него грунтовых вод.
Сейчас высота наивысшей точки плато Устюрт в основании мыса Актумсык над современным уровнем Аральского моря достигает 200-210 метров. Высота отвесного обрыва чинка, скрытого от нас валами выдавливания в этом месте достигает 33 метров, а высота обнажений клифа может составлять до 50-80 метров, но это на глазок.
Количество валов выдавливания здесь сокращается, но они сохраняют свою структуру: на основании из мергелистой глины покоятся остатки известнякового сарматского панциря. На фото хорошо виден клиф Аральского моря почти не прикрытый терригенными отложениями в основании
Про юртовый лагерь и механизм образования удивительного рельефа восточного чинка Устюрта был репортаж здесь, на моем основном канале:
На фото хорошо видно на сколько в мокрый песок просаживается машина. Давление не сбрасывал, но шел на пониженной передаче демультипликатора - у Нивы явно не хватало мощности чтобы ехать быстро по такому песку. Опять же топкие места так надежнее проскакивать. Главное не подъезжать близко к воде, чтобы не угодить в ловушку зыбучих песков и ила. Вытаскивать машину здесь некому и нечем. В предыдущем репортаже я рассказывал про джип, которому не повезло буквально на ровном месте, но который все-таки вытащили. А ведь его водитель просто хотел подъехать поближе к водичке. Ну и не лишним будет напомнить, что морская вода съест вашу машину буквально заживо. В лужах вода тоже соленая.
Еще одна ловушка будет подстерегать вас, если решите поехать по пляжу от пирса на юг с надеждой выскочить под чинком Устюрта на газопромысел, а потом к Муйнаку. Это можно делать только в засушливый период. В противном случае утонете в зыбучих песках в месте выхода грунтовых вод или, как говорят местные, - "в ручье", так и не доехав до газопромысла. Как работает та ловушка? Вы едете почти 30, а то и 50 км по полосе осушки (точное место я не знаю, но знаю, что объехать его можно только поверху, а для этого надо подняться на плато, что можно сделать только в этом месте). Вдруг видите сомнительное место с мокрым песком и водой. Прикидываете, что возвращаться обратно и ехать поверху по плато это еще 60-100 км, а бензина у вас мало и решаетесь форсировать преграду. Итог закономерен...
Так что если захотите выбрать этот маршрут на Муйнак - подумайте, сможете ли вы пешком пройти километров 50-80 по пустыне Аралкум и отыскать помощь у газодобытчиков на буровой или в Кубла-Устюрт?
Здесь я немного поэкспериментировал, что будет если резко вывернуть руль вправо. Ничего особенного, на более рыхлом песке скорость мгновенно гасится. Потом сдал обратно по своей колее. Спустя три месяца мы здесь с Сарой-Кыз гоняли более уверенно и рулила уже она. Песок к тому времени перестал быть мокрым и вязким, а стал сухим и сыпучим.
Посмотрите еще одно небольшое видео моего возвращения обратно от мыса Актумсык к юртовому лагерю вдоль пляжа Аральского моря. В этот раз получилось снять лучше
Я решил не оставаться на ночлег в юртовом лагере. Платить за сомнительную экзотику не хотелось, а договариваться забесплатно элементарно было лень, так что оставим этот замечательный ночлег для тех кто покупает тур из Нукуса или Муйнака, а я свой тур делаю сам.
Ночевать у пирса из-за сильного ветра даже в машине было не приятно. Я помнил предыдущую ночь. когда ветер шатал машину. Оставалось забиться куда-нибудь в ложбину промежуточной ступени, чтобы укрыться от ветра, а утром осмотреть еще одну местную достопримечательность - укрепленный караван-сарай Карганшикала (Курганши-Кала или крепость Де(а)влет-Гирей, как ее называют местные). Он отмечает на карте как развалины и про него мне рассказали аборигены юртового лагеря. В сгущающихся сумерках направляюсь прямиком к нему по уже знакомой дороге. Правда караван-сарай надо было еще умудриться отыскать по сбивчивому описанию, в хаосе обломков скал, останцев и осыпей.
Здесь показан маршрут с чинка Устюрта мимо юртового лагеря к пирсу, затем к мысу Актумсык и обратно. Зеленым домиком отмечено место моего ночлега. Маршрут по пляжу а полосе осушки проходил примерно по 25-ой изобате. На 1981 год она была дном Аральского моря.
Недотянув до крепости метров 900, я бы все-равно ее не нашел в темноте, останавливаюсь на ночлег в ложбине забившись за первый попавшийся куст саксаула. По дороге меня ждало одно неприятное открытие. Оказывается я стрёс лампу в фаре, когда улетел в промойну в самом начале заезда по пустыне Устюрта. Так что у меня теперь Белка с одним глазиком или ближним светом. Так ехать ночью по пустыне не особо приятно, можно опять куда-нибудь улететь. Забегая вперед скажу, что купить новую лампу удалось только в Ходжейли и там мне ее конечно продали не ту, а на 24 вольта и в Нукусе мне пришлось дважды разбирать фару и возиться с заржавевшими винтами. ;-)
Спал я в машине, т.к. палатку было ставить элементарно лень и машину точно не унесет ветром. В дальнейшем я так и делал почти три месяца.
Кратко итоги седьмого дня путешествия. За 20 апреля от поселка Каракалпакстан через Жаслык до этого самого места было пройдено 278 километров, причем 130 из них по азимуту через пустыню плато Устюрт и наезжено вдоль берега Аральского моря. Потери за день: глушитель, фара и стряска мозгов после улета в яму. В целом все живы, здоровы и довольны собой.
Предыдущие репортажи об Аральском море на канале "Неизвестный Туран":
Навигация по моим репортажам Большого Центрально-Азиатского путешествия здесь
По ссылке вы можете найти и прочитать как предыдущие части путешествия, так и последующие.
На этом пока все, продолжение следует, подписывайтесь на мой новый канал "Неизвестный Туран". Азия теперь здесь. В Живом журнале полные репортажи появляются с задержкой на месяц.