Сценаристом ленты «Д’Артаньян и три мушкетера» являлся Марк Розовский. Худрук театра "У Никитских ворот", чья настоящая фамилия Шлиндман, в начале апреля перешагнувший рубеж 85-летия, пролил свет на перепитии съемок легендарного авантюрного мюзикла и на некрасивую историю, которая последовала за дебютным появлением телесериала на экранах.
Всеми обожаемая картина о противостоянии бравых и отважных мушкетеров и гвардейцов коварного кардинала с его подлой подручной Миледи, которую играла героиня моей недавней публикация Маргарита Терехова, отталкивалась в своих сценарных решениях от искрометной постановки соавторства Марка Розовского и Юрия Ряшенцева. Осуществленной на сцене столичного Театра Юного Зрителя в 1974 году и в течение ряда лет потрясавшей общественность грандиозными аншлагами. Несмотря на это, непонятно по чьему распоряжению в один ужасный день на вполне себе аполитичном и не затрагивающим ни коим боком советскую власть спектакле было приказано поставить крест. Конечно, разочарованная донельзя труппа была в полном недоумении, и тут подсуетился мастер кинопостановок Георгий Юнгвальд-Хилькевич, надумавший экранизировать наделавший изрядно шума спектакль.
Между тем, воспоминания о работе съёмочной группы над получившейся на загляденье лентой "Д'Артаньян и три мушкетера" в городе-жемчужине у моря Одессе согревают душу Розовского доныне и в самые лютые зимние морозы.
Драматург замечает, что жили они практически в спартанских условиях. Доходило до того, что когда все гостиничные места были заняты, Марк был вынужден расстилать постель прямо на полу в номере Юнгвальд-Хилькевича, а иной раз мужчина ночевал на каких-то ящиках во дворе одного из павильонов. Однако, такой суровый быт ни в коей мере не третировал сценариста. Он был молод, полон сил и на первом месте у него стояло служение искусству, а всё остальное не стоило и гроша ломаного.
Тут необходимо заметить, что, со слов Розовского, в ту пору фильм «Три мушкетера...» соседствовал в павильонах Одесской киностудии с небезызвестной остросюжетной лентой Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Ну и что бы вы думали, чуть ли не каждый Божий вечер съемочные группы картин устраивали совместные потрясающе весёлые вечеринки-посиделки. Принимали на грудь, закусывали, потешались и дурачились.
Кстати, говорят и Терехова не отставала от других. Хотя до поры до времени носила под сердцем ребенка.
Как рассказывал оператор картины Александр Полынников, первоначально на роль Миледи была утверждена очаровательная Елена Соловей ( так сказать, фаворитка Никиты Михалкова ), и 2-3 сцены даже уже сняли. Но так как актриса была беременной, она не рискнула продолжать работу. Да и потом для находящейся в положении женщины образ Миледи представлял значительные сложности. А между тем и сама Терехова, которой и досталась искомая роль, могла похвалиться собственной беременностью в ту же самую пору. Однако, Рита отказу от съёмок предпочла аборт, поведов об этом окружающим прямо там, на площадке.
Между тем, как заметил Розовский, работу над лентой ознаменовало создание некого «мушкетерского братства», идеалам которого, к великому прискорбию, Юнгвальд-Хилькевич позднее изменил.
Между режиссером и сценаристом пробежала черная кошка вскоре после того, как наш чувствующий фальшь за версту зритель насладился третьей серией зажигательной картины. И знаете, почему? Как оказалось, маститый кинодеятель задействовал в своей работе несколько стихотворных вещей, которые Ряшенцев в первый раз в жизни увидел и услышал. Конечно, Юрий, которому чужого даром не надь, был раздосадован не на шутку и полностью поддерживаемый Розовским в ультимативной форме стал настаивать на обозначении в титрах ленты создателя вышеуказанных опусов. Увы и ах, Юнгвальд-Хилькевич на это пойти не согласился, вследствие чего Ряшенцеву и Розовскому пришлось подать в суд иск о защите чести и достоинства, и суд встал на их сторону. И представляете, видать, проигравший кинорежиссер обиделся не по-детски и задействовал имевшийся у него административный ресурс, дабы Ряшенцова и Розовского как следует проучили. И вот вам печальный итог--на восемь долгих лет бедных творцов отлучили от телевидения, и они еле-еле сводили концы с концами, чуть не положив зубы на полку.
Однако, проявив подлинное благородство, сценарист и стихотворец посчитали целесообразным не выносить произошедшее на суд общенности. Отвечая на все вопросы представителей журналистской братии единодушным молчанием.
А вот сам Георгий Юнгвальд-Хилькевич язык в конце концов развязал, хотя никто его за этот шаловливый орган без костей не тянул. Спустя десятилетия в разговоре с представителем одного небезызвестного издания постановщик чуть ли не с землёй сравнял людей, работавших над фильмом «Д`Артаньян и три мушкетера»
Цитирую Розовского, чьему возмущению просто не было предела: «Георгий рассказывает, что все участники фильма, все до одного — от Боярского до Алферовой, — были пьяницами и аморальными типами. А наши прекрасные, жизнерадостные съемки сопровождались сплошным развратом! Еще Юнгвальд-Хилькевич уверял, что сценарий Розовского он был вынужден полностью переписать. И вообще, он «Мушкетеров...» сделал «вопреки»: все ему мешали, от сценариста до актеров и осветителей»
Вот ведь какой, а? Всех походя задел. Трезвенник века и праведник вселенной.
Розовский никак не может взять в толк, какого ляда мастер режиссуры забрызгал грязью товарищей, с которыми, так сказать, пуд соли съел. Ведь когда съёмки были в разгаре, Юнгвальд-Хилькевич ко многим, если не ко всем, относился вполне уважительно, и в мыслях не держа отрываться от общества. Розовскому безумно надсадно и больно, когда его пронзает мысль о том, что дружбу отважных и честных мужчин, которая проходила лейтмотивом сквозь всю культовую ленту, Георгий отчего-то низвел до уровня пьянок-гулянок.
Заключил же Розовский-Шлиндман, который после небезызвестных Крымских событий 2014 года с рядом общественных и культурных деятелей выступил в письменной форме "ПРОТИВ ВО...Ы, ПРОТИВ САМОИЗОЛЯЦИИ РОССИИ,
ПРОТИВ РЕСТАВРАЦИИ ТОТАЛИТАРИЗМА" следующим образом: «Если «Мушкетеров...» сделал только ты, а мы с Юрой тебе мешали, то почему продолжения, которые ты снял без нас, не стали хитами?!»
Вопрос, конечно, риторический, ибо Юнгвальд-Хилькевича лет семь как нет с нами. А потом, Марк Григорьевич, милейший, его "Мушкетёры, 20 лет спустя" вполне себе достойная работа. Да и "Тайна кололевы Анны..." смотрится неплохо. Вот "Возвращение мушкетеров"--это реально полнейший отстой, когда ни Боярский, ни Фрейндлих, ни Ширвиндт как ни старались, не спасли посредственнейшую работку.
Благодарю за внимание.