Плесень, высокая влажность, микроскопические комнаты и почти полное отсутствие солнечного света — описание очень уж похоже на магическую тюрьму Азкабан, существующую в мире Гарри Поттера. Только вот все это — не чей-то вымысел, а доступное жилье для молодых людей из Южной Кореи. По крайней мере, в его современном виде.
Речь идет о так называемых банджихах — подвальных и полуподвальных помещениях, где живут бедные слои населения: рабочие, малообразованные граждане и студенты, еще вчера получившие диплом. Только не надо думать, что банджихи — это какие-то трущобы, куда самовольно заселяются люди без определенного места жительства. Нет. Банджихи — такое же жилье, как и любое другое. Просто платят за его аренду меньше.
К слову, именно банджиху можно было видеть в оскароносном фильме "Паразиты", поднявшем проблему социального неравенства в Южной Корее. Минимум места, постоянная влажность, затопления во время дождей и унитазы на кухне — вот то, с чем приходится мириться местным жителям, ведь у них и выбора-то особого нет. Найти жилье еще дешевле, кажется, уже невозможно. Но и снять даже простое койко-место в общежитии раза в два дороже.
Но как вообще так получилось? Почему корейцы живут в подвалах? Зачем строились банджихи? Давайте разбираться вместе.
Проблемы Севера и Юга
Если посмотреть на историю Южной Кореи, то банджихи — это относительно новое явление в ее архитектуре. Первые подвалы появились здесь лишь во второй половине прошлого века, ближе к 80-м годам. В те времена конфликт Юга и Севера стоял очень остро: страны находились сначала в режиме войны, а потом — противостояния.
Несмотря на то, что официально Корейская война закончилась в 1953 году, холодная война между КНДР и Республикой Кореей продолжалась. И пусть разные историки называют этот конфликт по-разному, именно термин холодная война лучше и точнее всего описывает происходящие тогда столкновения и борьбу пропаганд.
А какой-то момент ситуация вновь обострилась, причем настолько сильно, что Северная Корея отправила отряд бойцов для ликвидации президента Южной Кореи. На дворе тогда уже был 1968 год, страна постепенно восстанавливала свои силы после предыдущей войны, поэтому воплотить задуманное в жизнь не удалось. А вот напугать людей — более чем. Правительство Республики Кореи боялось повторения истории с открытым противостоянием, поэтому изменило строительные нормы.
Отныне все новые многоэтажки должны были снабжаться подвалами, где жители домов могли бы пережидать авиаудар или наземные бои. Изначально такие помещения задумывались бункерами, но со временем превратились просто в цокольный этаж, куда не попадает солнечный свет.
Становление банджих
Какое-то время за такими подвалами тщательно следили, но потом конфликт пошел на спад, правительству стало невыгодно содержать такое количество убежищ. Ситуацию усугубил и кризис недвижимости 80-х годов, когда жилья людям просто не хватало — имущественный фонд был истощен, территорий для новых зданий не хватало, а людей становилось все больше и больше.
В целом, в этом нет ничего удивительного — после войны как раз прошло 30 лет. Если верить статистам и демографам, послевоенный бейби-бум — это практически норма. Поэтому и удивляться такой проблеме не стоит — послевоенное поколение начало покидать родные пенаты, а нового жилья в относительно истощенной Кореи, которая все еще вставала на ноги, не было.
Чтобы хоть как-то решить эту проблему, правительство разрешило людям селиться в банджихах, считая, что такое решение — просто временная мера. Но... нет ничего более постоянного, чем временного. Вот и банджихи стали символом целого поколения, которое почти полным составом в какой-то момент оказалось в подвале.
Почему именно студенты?
И тут надо пояснить: несмотря на фильм "Паразиты", в банджихах проживают, в большинстве своем, очень молодые люди. Встречаются даже студенты. Семьи с детьми там не то, чтобы редкость, но все-таки что-то необычное.
Надо понимать: Южная Корея — довольно иерархичная страна. Нередки случаи, когда зарплату платят не по принципу "кто лучше работает", а по принципу "кто старше и авторитетнее". По крайней мере раньше все было именно так. По этой причине многие молодые люди получали копейки, которых не хватало на съем нормального жилья. Даже на банджиху им приходилось тратить треть, а то и половину своих доходов.
Однако со временем образовались семьи, люди начинали жить лучше и копить уже вдвоем. Из банджих съезжали, чтобы уступить место молодому поколению. Конечно, очень опрометчиво говорить о том, что абсолютно вся молодежь растет в подвалах, но довольно большой процент населения проходит через это. Вторые в этом списке — трудовые мигранты. Приезжая в большие города за лучшей жизнью и высокой зарплатой, они вынуждены селиться в самых дешевых квартирках под землей, чтобы на первых порах не уйти в минус. Есть тут и бывшие заключенные, и просто люди с проблемами. Однако их все-таки чуть меньше.
Перспективы банджих сегодня
Интересно, что в наши дни о проблеме банджих говорить не любят. Проблему пытаются замести под ковер, а не признавать проблемой. У корейцев банально нет инструментов для разрешения этой ситуации. Им не хватает места для строительства новых дешевых квартир, им не хватает высокооплачиваемых рабочих мест и хоть какого-то понимания ситуации.
Верхи несколько... оторваны от низов. Все-таки социальный разрыв в Южной Корее очень заметен. Поэтому несмотря на слабые попытки изменить что-то и продвинуть программы бюджетной ипотеки (неудачно, на ипотеку тоже денег нет), люди продолжают жить в подвалах. И в ближайшее время они вряд ли куда-то уйдут: чем больше людей, тем дороже жилье. А людей там не уменьшается. По крайней мере по данным до событий 2019-2020 года. Затем население по понятным причинам уменьшилось, но тенденция на его рост, конечно, осталась.