Античность вдохновляла русских поэтов XIX в., задавая тон классической поэзии. Одним из ярких поэтов второй половины XIX в. безусловной является Афанасий Афанасьевич Фет, который щедро украсил свои произведения античной темой.
Краткая биография
Афанасий Афанасьевич Фет (первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шенши́н) (1820-1892 гг.) - русский поэт-лирик немецкого происхождения, переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской АН (1886).
А.А. Фет родился 23 ноября (5 декабря) 1820 года в усадьбе Новосёлки (Орловская губерния). Отец писателя был состоятельным помещиком немецкого происхождения по фамилии Фёт. Мать Афанасия вышла замуж повторно за Афанасия Шеншина, который стал официальным отцом для писателя и дал ему свою фамилию.
Когда мальчику исполнилось 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, и Афанасий был вынужден снова принять фамилию Фет (Фёт), что было для него сродни позору. Впоследствии он всю жизнь пытался вернуть себе фамилию Шеншин. Образование Фет получил в немецком частном пансионе. Примерно в 1835 году начала писать стихи и проявлять интерес к литературе. После окончания школы, он поступил в Московский университет, где на протяжении 6 лет учился на словесном отделении философского факультета.
В 1840 году появился сборник стихов поэта «Лирический пантеон». В начале литературной карьеры его поддерживал друг и соратник А. А. Григорьев. В 1845 году Фет поступил на службу и через год получил свое первое офицерское звание. Через несколько лет появился и второй сборник писателя, который получил положительную оценку критиков. В это же время погибла возлюбленная поэта М. К. Лазич, которой были посвящены многие стихи из сборника. Среди них, «Талисман» и «Старые письма».
Фет часто посещал Петербург, где общался с Тургеневым, Гончаровым и другими писателями. Там же он сотрудничал редакцией журнала «Современник». Третий сборник стихотворений появился в 1856 году под редакцией Тургенева. Вскоре поэт женился на М. П. Боткиной. Уйдя в отставку, писатель поселился в Москву. В 1863 году появилось двухтомное собрание его стихотворений. В 1867 году ему было присвоено звание мирового судьи, а в 1873 году он, наконец, смог вернуть прежнюю фамилию и дворянский титул. Писатель скончался от сердечного приступа 21 ноября (3 декабря) 1892 года в Москве.
Антологический жанр
Антоло́гия (др. -греч. ἀνθολογία, дословно «собрание цветов, цветник») — собрание литературных текстов сравнительно небольшого объёма (стихотворений, рассказов, афоризмов, очерков), созданных как одним, так и несколькими авторами.
Тенденция «игры с жанром антологии» просматривается в творчестве Фета уже в юношеском сборнике «Лирический пантеон» Стихи эти еще в определенной мере подражательные, в них видны разнородные влияния. Лучшее стихотворение сборника — «Греция» — также развивает известный комплекс идей и настроений, медитации на античных развалинах.
Греция
Там, под оливами, близ шумного каскада,
Где сочная трава унизана росой,
Где радостно кричит веселая цикада
И роза южная гордится красотой, Где храм оставленный подъял свой купол белый
И по колоннам вверх кудрявый плющ бежит, —
Мне грустно: мир богов, теперь осиротелый,
Рука невежества забвением клеймит.Вотще… В полночь, как соловей восточный
Свистал, а я бродил незримый за стеной,
Я видел: грации сбирались в час урочный
В былой приют заросшею тропой.Но в плясках ветреных богини не блистали
Молочной пеной форм при золотой луне;
Нет, — ставши в тесный круг, красавицы шептали…
«Эллада!» — слышалось мне часто в тишине.
1842 г.
В 1842 году появляется группа элегий «Вечера и ночи», распределенная впоследствии по разделам «Элегии и думы» и «Вечера и ночи». Фет также отдал дань этому направлению, переведя две элегии Ламаргина, но в оригинальном творчестве избрал другой путь' обратился к античной элегии, воспринятой отчасти через посредничество «Римских элегий» Гете.
В стихотворениях «Право, от полной души...», «Скучно мне вечно болтать», «Друг мой — бессильны слова», «Рад я дождю» и более поздних- «Лозы мои за окном ..», «Странное чувство какое-то», «Целый заставила день» отмечены реминисценции из V, VI, IX, XIII элегий Гете. Основной тон этих стихотворений Фета — радостное приятие жизни, отсутствуют печальные медитации, нет и романтической раздвоенности. Своей тональностью эти стихотворения напоминают прежде всего любовные элегии Овидия.
Группа ноктюрнов 1842—1847 гг. «Долго еще прогорит Веспера скромная лампа», «Каждое чувство бывает понятней мне ночью и каждый», «Я люблю многое, близкое сердцу», «Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потемках...» также демонстрирует близость к антологической лирике. Комната, освещенная лампадой, ночное одиночество, спокойные, неторопливые медитации — все эти детали «ночных элегий» Фета несомненно имеют своим первоисточником Греческую Антологию.
Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потемках…
Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потемках,
Если луна с высоты прямо глядит на меня
И, проникая стекло, нарисует квадраты лучами
По полу, комнату всю дымом прозрачным поя,
А за окошком в саду, между листьев сирени и липы,
Черные группы деля, зыбким проходит лучом
Между ветвями — и вниз ее золоченые стрелы
Ярким стремятся дождем, иль одинокий листок
Лунному свету мешает рассыпаться по земи, сам же,
Светом осыпанный весь, черен дрожит на тени.
Я восклицаю: блажен, трижды блажен, о Диана,
Кто всемогущей судьбой в тайны твои посвящен!
1847 г.
Под непосредственным впечатлением от посещения Италии А.А. Фет написал размышления «на античных развалинах». В стихотворениях Фета «Италия» и «На развалинах цезарских палат» романтическая мечта, столкнувшись с реальностью прошлого, обнаруживает свою несостоятельность- идеала нет ни в прошедшем, ни в настоящем. Последнее стихотворение демонстрирует неприятие не просто жестокости римских императоров, но и всего комплекса идей и настроений, связанного с Римом.
Образ Рима в эти годы невольно ассоциировался у Фета с современной ему западной цивилизацией в целом, представлявшейся враждебной после поражения России в Крымской войне В этом убеждает и написанное в 1856 году стихотворение «Даки», в котором на фоне живописной красоты Рима возникает образ пленных славян-гладиаторов.
Даки
Вблизи семи холмов, где так невыразимо
Воздушен на заре вечерний очерк Рима
И светел Апеннин белеющий туман,
У сонного Петра почиет Ватикан.
Там боги и цари толпою обнаженной,
Создания руки, резцом вооруженной,
Готовы на пиры, на негу иль на брань,
Из цезарских палат, из храмов и из бань
Стеклись безмолвные, торжественные лики,
На древние ступя, как прежде, мозаики,
В которых на конях Нептуновых Тритон
Чернеет, ликами Химеры окружен.
Там я в одной из зал, на мраморах, у входа,
Знакомые черты могучего народа
Приветствовал не раз. Нельзя их не узнать:
Всё та же на челе безмолвия печать,
И брови грозные, сокрытых сил примета,
И на устах вопрос, — и нет ему ответа.
То даки пленные; их странная судьба —
Одна безмолвная и грозная борьба.
Вперя на мрамор взор, исполненный вниманья,
Я в сердце повторял родимые названья
И мрамору шептал: «Суровый славянин,
Среди тебе чужих зачем ты здесь один?
Поверь, ни женщина, ни раб, ни император
Не пощадят того, кто пал как гладиатор.
По мненью суетных, безжалостных гуляк,
Бойцом потешным быть родится дикий дак,
И, чуждые для них поддерживая троны,
Славяне составлять лишь годны легионы.
Пускай в развалинах умолкнет Колизей,
Чрез длинный ряд веков, в глазах иных судей,
Куда бы в бой его ни бросила судьбина,
Безмолвно умирать — вот доля славянина.
Когда потомок твой, весь в ранах и в крови,
К тому, кого он спас, могучие свои
Протянет руки вновь, прося рукопожатья,
Опять со всех сторон подымутся проклятья
И с подлым хохотом гетера закричит:
„Кончай, кончай его!“ — он дышит, он хрипит;
Довольно сила рук, безмолвие страданий
Невольных вызвали у нас рукоплесканий!
(Как эти варвары умеют умирать!)
Пойдемте! Кончено! Придется долго ждать
Борьбы таких бойцов иль ярой львиной драки.
Пойдемте! Что смотреть, как цепенеют даки!»
1856 г.
Гораздо ближе по духу Фету была Древняя Греция. Осмыслению этического и эстетического идеала, который она дала миру, посвящено стихотворение «Золотой век» (1856). Фет ориентируется и на саму античную легенду о Золотом веке, на Гесиода и Овидия. Если в культуре нового времени Золотым веком представлялась сама Древняя Греция, то античные предания отодвигали это время в еще более далекое, уже почти не различимое прошлое Согласно легенде, Золотой век сменился Серебряным, Медным и, наконец, настал Железный век, отличающийся жестокостью, раздорами и повсеместной порчей нравов. В целом, легенда о Золотом веке имеет явный эсхатологический оттенок. Отголоски этой мифологической традиции пронизывают стихотворение Фета.
Золотой век
Я посещал тот край обетованный,
Где золотой блистал когда-то век,
Где, розами и миртами венчанный,
Под сению дерев благоуханной
Блаженствовал незлобный человек.
Леса полны поныне аромата,
Долины те ж и горные хребты;
Еще досель в прозрачный час заката
Глядит скала, сиянием объята,
На пену волн эгейских с высоты.
Под пихтою душистой и красивой
Под шум ручьев, разбитых об утес,
Отрадно верить, что Сатурн ревнивый
Над этою долиною счастливой
Век золотой не весь еще пронес.
И чудится: за тем кустом колючим
Румяных роз, где лавров тень легла,
Дыханьем дня распалена горючим,
Лобзаниям то долгим, то летучим
Менада грудь и плечи предала.
Но что за шум? За девой смуглолицей
Вослед толпа. Всё празднично кругом.
И гибкий тигр с пушистою тигрицей,
Неслышные, в ярме пред колесницей,
Идут, махая весело хвостом.
А вот и он, красавец ненаглядный,
Среди толпы ликующих - Лией,
Увенчанный листвою виноградной,
Любуется спасенной Ариадной -
Бессмертною избранницей своей.
У колеса, пускаясь вперегонку,
Нагие дети пляшут и шумят;
Один приподнял пухлую ручонку
И крови не вкусившему тигренку
Дает лизать пурпурный виноград.
Вино из рога бог с лукавым ликом
Льет на толпу, сам весел и румян,
И, хохоча в смятеньи полудиком,
Вакханка быстро отвернулась с криком
И от струи приподняла тимпан.
1856
Античные образы
Античный мир занимает немаловажное место в лирике А.А. Фета. Античные образы и предметы из прекрасного мира мифов, отраженные в лирике поэта, можно представить следующим образом:
- Олимпийский пантеон богов и герои античной мифологии: дети богов и простых смертных - полубоги, герои, сражающиеся с различными чудовищами и спасающие мир и невинных прекрасные девы и так далее;
- Мифологические существа;
- Античные исторические фигуры и известные писатели эпохи античности;
- Предметный мир античной эпохи.
В произведениях А.А. Фета встречаются античные исторические лица и писатели. Например: Сафо, или Сапфо - знаменитая греческая поэтесса из Митилен на острове Лесбос. Цезарь - великий полоководец и др.
Нередко в произведениях встречаются мифологические существа. В стихотворении «Золотой век» - 1856 год автор упоминает Менад.
Менады в греческой мифологии - это спутницы Диониса, безумствующие вакханки и бассариды.
А в «Даки» - 1856 год встречаются Химеры.
Химера - это чудовище, рожденное Эхидной и Тифоном, опустошавшее по греческим преданиям страну, у нее три головы: льва, козла и змеи. Туловище: спереди - льва, сзади - змеи, а в середине - козла.
Также в стихотворениях встречаются имена известных мифологических героев или богов великого олимпийского пантеона. Например: Афродита, Амур, Амимона и многие другие. Амур и Афродита - известные всем боги любви и красоты, а Амимона, в греческой мифологии - одна из пятидесяти дочерей аргоскского царя Даная.
Стихотворения А.А. Фета «Диана», или «Венера Милосская» созданы в духе античной лирики. Диана это богиня охоты, Венера в древнеримской мифологии богиня любви и красоты. Поэт воспевает не реальных девушек из плоти и крови, автор описывал мраморные статуи Дианы и Венеры.
Венера Милосская
И целомудренно и смело,
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой. Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось! Так, вся дыша пафосской страстью,
Вся млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.
1856 г.
Таким образом, возможно выделение следующих наиболее ярких форм использования античных элементов в лирике А.А. Фета: античные боги, герои мифов, предметы античного обихода, исторические лица и мифологические существа. Данные образы и предметы используются поэтом как символы гармонии, чистоты и красоты, как вечно живое начало в постоянно повторяющемся мире.
#поэзия
#культура
#история Рима
#история греции