Этот рабочий лист я рекомендую использовать на уроке обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное" в 5 классе или на первом уроке этой же темы в 6 классе для актуализации знаний.
Рабочий лист
I. Общие сведения.
Вспомните все, что вы знаете об имени прилагательном. Заполните пропуски в таблице в пунктах 1-5.
В пункте 6 проанализируйте предложения, определите, какими членами предложения являются выделенные прилагательные. Заполните пропуски.
1. Имя прилагательное – это __________________________ часть речи
2. Отвечает на вопросы __________ ? __________ ?
3. Обозначает __________________________________
4. Постоянные морфологические признаки
Разряд (качественное, относительное, притяжательное).
5. Непостоянные морфологические признаки
____________
____________
____________
6. Синтаксическая роль
1) ________________________________________
Наступили тёплые и солнечные дни.
2) _________________________________________
Дни тёплые и солнечные.
Упражнение 1. Дополните предложения прилагательными.
1. Однажды зимой мы отправились в лес. В __________________ бору было тихо. Все покрыто _________________ снегом. В _______________ воздухе носились ___________________ пушинки. Ветви украсились ________________ инеем. В этом ________________________ наряде каждая ветка казалась ________________________.
2. Великолепен вид _______________________ леса. Все покрыто __________________ снегом. ___________________________ воздух тонок и жгуч. Снег опушил _____________________ деревья и кусты. По ним скользят _____________________ лучи и обсыпают их ____________________ блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость _________________ неба. ______________________ туча заволокла горизонт.
Упражнение 2. Выпишите из предложений словосочетания сущ. + прил. Определите род, число и падеж слов.
На фоне еще темного леса особенно нарядны пышные белые кисти цветов черёмухи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Под черной корой у черемухи красно-коричневая древесина, как у ценных тропических деревьев.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плоды дальневосточной черемухи крупные, сочные.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дерево приобретает странный вид. Кажется, будто на нем свила гнездо диковинная птица.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 3. Составьте по картинке предложения, используя прилагательные.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Полные и краткие прилагательные.
Сравните прилагательные в двух столбиках. Задайте к ним вопросы. Выделите окончания. Какими членами предложения они являются?
Полные прилагательные / Краткие прилагательные
Белый ( ____________ ?) снег лежит на земле. / Снег на земле ( ____________?) бел.
Белая ( ____________?) шубка зайцев сливается со снегом. / Шубка у зайцев зимой ( ____________?) бела.
Я вижу ( ____________?) белое поле. / Поле ( ____________?) бело.
За ночь нападали ( ____________?) белые сугробы. / Сугробы ( ____________?) белы.
Рассмотрите таблицу. Обобщите свои предыдущие наблюдения и заполните пропуски.
Полные прилагательные
1. Вопросы: _____________ ? _____________ ?_____________ ? _____________ ?
2. Окончания:
Муж. р. — ___________________
Жен. р. — ___________________
Ср. р. — ____________________
Мн. ч. — ____________________
3. Как изменяются: по числам, родам (в ед.ч.), падежам
4. Синтаксическая роль:
_____________________
_____________________
Краткие прилагательные
1. Вопросы: _____________ ? _____________ ? _____________ ? _____________ ?
2. Окончания
Муж. р. — ___________________
Жен. р. — ___________________
Ср. р. — ____________________
Мн. ч. — ____________________
3. Как изменяются: по числам, родам (в ед.ч.)
4. Синтаксическая роль
_____________________
Упражнение 4. Образуйте от полных прилагательных краткие.
Короткая юбка — ____________________________________
вежливый мальчик — __________________________________
маленький гриб — ______________________________________
мелкая река — __________________________________________
горячая каша — ________________________________________
трудная задача — _______________________________________
интересный рассказ — ___________________________________
скромный юноша — _______________________________________
ясное небо — _______________________________________________
высокая сосна — ___________________________________________
тёмная ночь — ____________________________________________
зелёные луга — _____________________________________________
Упражнение 5. Определите синтаксическую роль прилагательных. Запишите предложения парами в нужные колонки таблицы.
На улице стоял солнечный денёк. — Денёк сегодня солнечный.
Наша кошка полосатая.— У нас дома живёт полосатая кошка.
Добрая бабушка напекла внукам пирожков. — Наша бабушка очень добрая.
Пирожки у бабушки вкусные. — Бабушка испекла вкусные пирожки.
После мытья посуда чистая.— Чистую посуду я поставила в шкаф.
Я написал интересное сочинение. — Моё сочинение интересное.
Таблица:
Прилагательное является определением / Прилагательное является сказуемым
Упражнение 6. Прочитайте текст. Найдите прилагательные. Над прилагательными напишите их форму (полная или краткая). Выделите окончания. Подчеркните прилагательные как члены предложения.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных каналах и ручьях.
III. Правописание прилагательных.
1) Падежные окончания прилагательных.
Вспомните, как определить падежное окончание прилагательного. Дополните правило.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных определяется с помощью ______________ , кроме форм __________ рода именительного и винительного падежа, которые имеют окончания -ый, ий (синий карандаш, добрый человек).
Упражнение 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, допишите окончания прилагательных. Найдите в тексте прилагательные. Подчеркните их как члены предложения.
На краю леса
Вышла на край леса старая л…сиха с длинноног___ л…сёнком и задр…мала на тепл___ весен___ солнышке. А маленьк___ л…сёнок учи(т/ть)ся бегать. Спотыкаю(т/ть)ся о высок___ кочки его длин___ ноги.
Ласко…о пригр…ва…т в редк___ лесу весенн___ солнышко. Уже надулись на деревьях душист___ клейк___ почки. Из берёзов___ ветки прозрачн____ каплями сочи(т/ть)ся сла…кий сок.
Весенн___ лужи отр…жают высок___ небо и кажу(т/ть)ся син____. Золотист____ пуховками ра…пустились куст…ки ивы. Под дерев…ями з…ленеют обросшие брусничником кочки.
Хорош зап…х весен___ леса!
Задр…мала стар___ л…сиха, но чутко слышит она каждый ш…рох, каждый тр…вожн___ звук. Бе…заботно резви(т/тс)я маленький л…сёнок. Знает он, что (не) даст его в обиду чутк___ и сильн___ мать.
2) Мягкий знак после шипящих на конце кратких прилагательных.
Вспомните и дополните правило.
На конце кратких прилагательных после шипящих мягкий знак ________________ (могуч, хорош).
Упражнение 8. Образуйте от данных прилагательных краткую форму.
могучий - ___________________________________
дремучий - __________________________________
пахучий - ___________________________________
горячий - ___________________________________
колючий - __________________________________
трескучий - _________________________________
хороший - ___________________________________
пригожий - __________________________________
шипучий - ___________________________________
тощий - _____________________________________
неуклюжий - _________________________________
жгучий - _____________________________________
певучий - ____________________________________
Файл для распечатки и ответы к рабочему листу вы можете скачать здесь.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.