Найти тему

Рабочий лист по теме "Имя прилагательное" (обобщение в 5 классе)

Этот рабочий лист я рекомендую использовать на уроке обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное" в 5 классе или на первом уроке этой же темы в 6 классе для актуализации знаний.

Рабочий лист

I. Общие сведения.

Вспомните все, что вы знаете об имени прилагательном. Заполните пропуски в таблице в пунктах 1-5.

В пункте 6 проанализируйте предложения, определите, какими членами предложения являются выделенные прилагательные. Заполните пропуски.

1. Имя прилагательное – это __________________________ часть речи

2. Отвечает на вопросы __________ ? __________ ?

3. Обозначает __________________________________

4. Постоянные морфологические признаки

Разряд (качественное, относительное, притяжательное).

5. Непостоянные морфологические признаки

____________

____________

____________

6. Синтаксическая роль

1) ________________________________________

Наступили тёплые и солнечные дни.

2) _________________________________________

Дни тёплые и солнечные.

Упражнение 1. Дополните предложения прилагательными.

1. Однажды зимой мы отправились в лес. В __________________ бору было тихо. Все покрыто _________________ снегом. В _______________ воздухе носились ___________________ пушинки. Ветви украсились ________________ инеем. В этом ________________________ наряде каждая ветка казалась ________________________.

2. Великолепен вид _______________________ леса. Все покрыто __________________ снегом. ___________________________ воздух тонок и жгуч. Снег опушил _____________________ деревья и кусты. По ним скользят _____________________ лучи и обсыпают их ____________________ блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость _________________ неба. ______________________ туча заволокла горизонт.

Упражнение 2. Выпишите из предложений словосочетания сущ. + прил. Определите род, число и падеж слов.

На фоне еще темного леса особенно нарядны пышные белые кисти цветов черёмухи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Под черной корой у черемухи красно-коричневая древесина, как у ценных тропических деревьев.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плоды дальневосточной черемухи крупные, сочные.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дерево приобретает странный вид. Кажется, будто на нем свила гнездо диковинная птица.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 3. Составьте по картинке предложения, используя прилагательные.

-2

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Полные и краткие прилагательные.

Сравните прилагательные в двух столбиках. Задайте к ним вопросы. Выделите окончания. Какими членами предложения они являются?

Полные прилагательные / Краткие прилагательные

Белый ( ____________ ?) снег лежит на земле. / Снег на земле ( ____________?) бел.

Белая ( ____________?) шубка зайцев сливается со снегом. / Шубка у зайцев зимой ( ____________?) бела.

Я вижу ( ____________?) белое поле. / Поле ( ____________?) бело.

За ночь нападали ( ____________?) белые сугробы. / Сугробы ( ____________?) белы.

Рассмотрите таблицу. Обобщите свои предыдущие наблюдения и заполните пропуски.

Полные прилагательные

1. Вопросы: _____________ ? _____________ ?_____________ ? _____________ ?

2. Окончания:

Муж. р. — ___________________

Жен. р. — ___________________

Ср. р. — ____________________

Мн. ч. — ____________________

3. Как изменяются: по числам, родам (в ед.ч.), падежам

4. Синтаксическая роль:

_____________________

_____________________

Краткие прилагательные

1. Вопросы: _____________ ? _____________ ? _____________ ? _____________ ?

2. Окончания

Муж. р. — ___________________

Жен. р. — ___________________

Ср. р. — ____________________

Мн. ч. — ____________________

3. Как изменяются: по числам, родам (в ед.ч.)

4. Синтаксическая роль

_____________________

Упражнение 4. Образуйте от полных прилагательных краткие.

Короткая юбка — ____________________________________

вежливый мальчик — __________________________________

маленький гриб — ______________________________________

мелкая река — __________________________________________

горячая каша — ________________________________________

трудная задача — _______________________________________

интересный рассказ — ___________________________________

скромный юноша — _______________________________________

ясное небо — _______________________________________________

высокая сосна — ___________________________________________

тёмная ночь — ____________________________________________

зелёные луга — _____________________________________________

Упражнение 5. Определите синтаксическую роль прилагательных. Запишите предложения парами в нужные колонки таблицы.

На улице стоял солнечный денёк. — Денёк сегодня солнечный.

Наша кошка полосатая.— У нас дома живёт полосатая кошка.

Добрая бабушка напекла внукам пирожков. — Наша бабушка очень добрая.

Пирожки у бабушки вкусные. — Бабушка испекла вкусные пирожки.

После мытья посуда чистая.— Чистую посуду я поставила в шкаф.

Я написал интересное сочинение. — Моё сочинение интересное.

Таблица:

Прилагательное является определением / Прилагательное является сказуемым

Упражнение 6. Прочитайте текст. Найдите прилагательные. Над прилагательными напишите их форму (полная или краткая). Выделите окончания. Подчеркните прилагательные как члены предложения.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных каналах и ручьях.

III. Правописание прилагательных.

1) Падежные окончания прилагательных.

Вспомните, как определить падежное окончание прилагательного. Дополните правило.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных определяется с помощью ______________ , кроме форм __________ рода именительного и винительного падежа, которые имеют окончания -ый, ий (синий карандаш, добрый человек).

Упражнение 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, допишите окончания прилагательных. Найдите в тексте прилагательные. Подчеркните их как члены предложения.

На краю леса

Вышла на край леса старая л…сиха с длинноног___ л…сёнком и задр…мала на тепл___ весен___ солнышке. А маленьк___ л…сёнок учи(т/ть)ся бегать. Спотыкаю(т/ть)ся о высок___ кочки его длин___ ноги.

Ласко…о пригр…ва…т в редк___ лесу весенн___ солнышко. Уже надулись на деревьях душист___ клейк___ почки. Из берёзов___ ветки прозрачн____ каплями сочи(т/ть)ся сла…кий сок.

Весенн___ лужи отр…жают высок___ небо и кажу(т/ть)ся син____. Золотист____ пуховками ра…пустились куст…ки ивы. Под дерев…ями з…ленеют обросшие брусничником кочки.

Хорош зап…х весен___ леса!

Задр…мала стар___ л…сиха, но чутко слышит она каждый ш…рох, каждый тр…вожн___ звук. Бе…заботно резви(т/тс)я маленький л…сёнок. Знает он, что (не) даст его в обиду чутк___ и сильн___ мать.

2) Мягкий знак после шипящих на конце кратких прилагательных.

Вспомните и дополните правило.

На конце кратких прилагательных после шипящих мягкий знак ________________ (могуч, хорош).

Упражнение 8. Образуйте от данных прилагательных краткую форму.

могучий - ___________________________________

дремучий - __________________________________

пахучий - ___________________________________

горячий - ___________________________________

колючий - __________________________________

трескучий - _________________________________

хороший - ___________________________________

пригожий - __________________________________

шипучий - ___________________________________

тощий - _____________________________________

неуклюжий - _________________________________

жгучий - _____________________________________

певучий - ____________________________________

Файл для распечатки и ответы к рабочему листу вы можете скачать здесь.

Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.