Часто бывает, что, исследуя далёкое, мы не замечаем, что лежит у нас под носом. Вот и я в своих изысканиях добрался аж до Сужей, а ведь у дверей моего дома находится одно из исторических мест Риги: Марупское озеро или пруд Марас. Моя семья живёт здесь вот уже почти полвека. Не так давно я нашёл несколько старых фотографий пруда и заинтересовался историей этого тихого уголка на границе Торнякалнса и Агенскалнса. Оказалось, что историй вокруг этого место превеликое множество!
Место, где расположен наш водоём, впервые упоминается ещё в 13 веке, а значит является одним из старейших населённых мест в окрестностях Риги. Это место называлось тогда мельницей св. Марии. В документах сказано, что мельница существовала еще до 1226 года и принадлежала она рижскому Домскому капитулу. Отсюда и название мельницы. Дело в том, что рижская Домская церковь носит имя святой Девы Марии, так её называли немцы. Что же до коренного населения, то они называли Марию Марой. Возможно, изначально они отождествляли чуждую им св. Марию со знакомой богиней Марой, ну а затем эти два слова настолько слились, что стали практически синонимами.
Эта водяная мельница исправно приносила своим хозяевам хороший доход. Она снабжала мукой Ригу, поэтому мельничные строения как стратегический объект были хорошо укреплены. Её работа была тесно связана с рижским цехом пекарей: в 1235 году на Ригу напали литовцы и в сражении неподалёку от мельницы св. Марии подмастерья пекарей проявили отвагу, и им разрешили основать свой цех. Отметим, что эпизод с храбрыми подмастерьями относят иногда и к 1335 году. Вообще сражений мельница пережила довольно много: в 13 веке рижане сражались здесь с земгалами и литовцами, а в 14 веке с орденскими рыцарями.
Несмотря на действенное участие горожан в судьбе мельницы, она всё это время оставалась в руках Домского капитула. После крушения епископской власти мельница перешла в руки польского короля Сигизмунда Августа, который подарил её своему секретарю Андрею Спилле, а тот, в свою очередь, продал мельницу городу. Случилось это в 1573 году, городу пришлось заплатить 3500 серебряных талеров. С тех пор на мельнице был городской управляющий, чаще всего её просто сдавали в наём.
Во время Польско-Шведской войны, в 1622 году польские войска пытались захватить мельницу, но пятнадцати рижанам удалось её отстоять. Что интересно этот исторический факт, описанный в хронике Бедекера, послужил сюжетом для романа «Три слуги дьявола», где три героя Андрис, Екабс и Эрманис защищают мельницу Марас и совершают другие подвиги. Автором романа был писатель Рутку Тевс (настоящее имя Арвед Михельсон). В советское время по мотивам этого романа были сняты фильмы «Слуги дьявола» (1970) и «Слуги дьявола на чёртовой мельнице» (1972). Фильм снимал Александр Лейманис, а главные роли сыграли мэтры рижской киностудии Харальд Ретинбергс, Артур Экис, Эдуард Павулс, Эльза Радзиня. Правда сюжеты романа и экранизации сильно разнились.
В 17 веке мельничные строения пребывали в запустении, и в 1660 году мастер Микелис Глезер отстроил их заново. Теперь мельница была сложена из камня, а над входом размещался рижский герб, что указывало на принадлежность мельницы городу. У мельницы было два водяных колеса, что потребовало вновь перестроить систему подачи воды. Это здание сохранялось до 20 века.
Пожалуй, самым известным мельником, работавшим на этой мельнице, был Антон Кристоф Зауер. Он родился где-то в Курляндии в 1754 году в семье выходцев из Мекленбурга. Ремеслу он обучался на Мариинской мельнице, а позднее работал здесь уже в качестве мастера. Он не только улучшал мельницу, но и облагораживал окрестности, где ему принадлежало несколько усадеб. Умер Зауер почтенным гражданином в 1822 году и именно благодаря его стараниям окрестности мельничного пруда стали популярным местом отдыха горожан.
Муку на мельнице мололи до первой мировой войны, правда с 1902 года водяные колёса сменил паровой генератор, потому что напора воды не хватало. В 1923-1924 годах вокруг пруда было решено строить особняки и старое мельничное здание снесли. До наших дней сохранились лишь то место, где были мельничные шлюзы.
Однажды в одной старой газете, в разделе «Письма читателей» был задан вопрос: «Как называется водоём у парка Аркадия в Торнякалнсе: Марупское озеро или Марупский пруд?». Действительно, в чём же разница между озером и прудом? Я не буду обращаться к словарям, а попробую порассуждать сам: итак, в моём понимании пруд — это искусственный водоём, вырытый с утилитарным назначением, например выращивать рыбу или просто как резервуар для воды. Озеро, на мой взгляд, это естественно образовавшийся водоём. Но есть же ещё и искусственное озеро! Да, есть, но как мне кажется, такие водоёмы называют озёрами, потому что в первую очередь они должны имитировать настоящие озёра и тем самым носят лишь эстетическую функцию. Теперь, опираясь на это, давайте проясним ситуацию с водоёмом в Торнякалнсе.
Мы уже выяснили, что рядом с водоёмом стояла водяная мельница. Когда-то давным-давно, здесь текла одна из малых рижских речек. О том, как её называли коренные жители, сведений не осталось. Эта речка оказалось очень выгодным местом для строительства водяной мельницы: в верховьях речку соединили с небольшими озёрами Медемского болота, а у самой мельницы устроили запруду, чтобы увеличить напор воды. Так и образовался наш водоём — это мельничный пруд, теперешний пруд Марас.
Речка получила названия Мариинско-мельничного канала. Изначально речка впадала в Даугаву совсем в другом месте, нежели теперь. Она текла по территории сегодняшней станции «Торнякалнс» и впадала в Даугаву около Мукусалы, затем, в конце 19 века для речки вырыли новое русло через теперешний парк Узварас. В 1902-м в парке Аркадия русло снова изменили, сделав искусственный водопад и несколько маленьких прудов. В результате старая мельница, как мы уже знаем, осталась без воды и была вынуждена пользоваться помощью парогенератора. В 20 веке речка получила своё сегодняшнее название Марупите. Что же касается пруда, то в 17 веке его гордо именовали «прудом Мариинской мельницы», теперешнее название, пруд Марас, появилось в 20 годы 20 века, когда сама Мельница уже перестала существовать.
С упразднением мельницы пруд стал не нужен. В середине двадцатых годов 20 века пруд спустили, чтобы использовать ил в качестве удобрения и затем приспособили водоём к разведению рыбы. Кстати, и сегодня на берегах пруда Марас можно встретить много рыбаков. В советское время пруд решили было углубить, пригнали драгу, но энтузиазма хватило ненадолго. Работы продолжили уже в XXI веке. В результате пруд имеет довольно экстремальный рельеф дна от отмелей менее полуметра до впадин, глубиной в 3,5 метра, купаться в пруду небезопасно. В среднем глубина пруда составляет сейчас 2,3 метра.
Несмотря на то, что Марупский пруд имел чисто утилитарное назначение, его окружение - песчаные дюны, поросшие деревьями и широкие луга, привлекали не только крестьян, везущих муку на мельницу и солдат, ищущих наживы, но и простых рижан. Но об этом в следующий раз…