Не все читать классиков или модных трендовых авторов. Иногда хочется чего-либо не особо заумного, с залихватскими поворотами сюжета. Есть и такие книги, например:
Михаил Веллер «Приключения майора Звягина»;
Кирилл Еськов «Баллады о Боре Робингуде.
Сначала об авторах. Веллер – писатель вполне себе известный, с биографией под стать своим героям. Из врачебной семьи, сам военврач, помотало по Советскому Союзу и его окрестностям, и по армейским приказам, и по собственным прихотям.
Еськов – тот посолиднее, поакадемичнее. Кандидат наук, палеонтолог, изучает пауков, есть такая наука - арахнология.
Тем не менее общее есть, причем настолько общее, что кажется - авторы цитируют друг друга. Две книги, состоящие из отдельных сюжетов, непересекающихся между собой.
У Еськова основной посыл – 90-е годы были легендарными. Не спорю, время переломное, дикое, непонятное. Новации ежедневно и ежечасно, особенно насчет цен. Легенд много, а уж анекдотов – не счесть. Герои Еськова – мафиози, такие все из себя легендарные, и со специфическими навыками: стрелок, рукопашник и аналитик. Некуда было их применить, кроме как в организованную преступность. А может, они сами ее организовали, а теперь искупают грехи добрыми делами. Среди добрых дел числится: спасение юной красавицы из лап некроманта, плавно переходящее в революционный переворот, затем вызволение безвинного энтомолога из средневековых зинданов и напоследок предотвращение третьей мировой войны.
Стиль изложения сценарно-кинематографичный, по тексту много отсылок и намеков на события и личности девяностых, половина из которых забыта и непонятна, а вторая половина по нынешним временам насквозь некошерна. Последняя история, на мой взгляд, перегружена документационными основаниями, биографиями участников, комментариями в стиле голоса за кадром Ефима Копеляна из «Семнадцати мгновений весны». Как и полагается легендам, зло повержено, но и цена оказалась высокой.
Главный персонаж Веллера – рядовой врач скорой помощи. Ну не такой уж рядовой, майор в отставке медицинской службы из десантных войск. Называется книга «Приключения», но больше подходит определение «Подвиги». Главное оружие, как и у аналитика Еськова – телефонная трубка, причем стационарного телефона. Времена описываются далекие, теперь почти былинные, не то что мобильников, даже пейджеров нет.
Подвигов всего 9, да еще парочка вопросов разрешена в прологе и эпилоге, так что до Геракла с Тесеем наш герой недотягивает. Ситуации все разноплановые, мне больше всего понравилось преображение склочницы-мизантропки в добрую старушку. Хорош и детективный рассказ о том, как Звягин раскрыл преступление, в следствии по которому участвовал его сын, студент-стажер. Откровенно фантастическим представляется сюжет о перевоспитании алкоголика, даже более фантастичным, нежели исцеление онкобольного. Раковые заболевания еще можно победить, а вылечить запойного смог только Звягин. И самая большая невероятность – сам Звягин. Невозможного для него не существует. Такие личности встречаются только в советской литературе.
Возможно, кто-то покривится, мол, нашла чтение. Да, где-то пошловато, где-то наивно, но вот в неинтересности и отсутствии занимательности авторов не упрекнешь. И главное – стремление героев делать добрые дела, ведь так надеешься, что именно доброта спасет мир.