Найти в Дзене
Интересные истории

SR-71 BlackBird. Реактивный самолет-шпион из 60-х годов, который не смогла сбить ни одна система ПВО, в том числе и советская

Оглавление

Сложно описать словами это чудо инженерной мысли. Этот самолет способен лететь на высоте 27 км — так высоко, что пилоты могут видеть изгиб нашей планеты и темноту космоса прямо из кабины.

Он достигает таких скоростей, что инженерам пришлось использовать новые сплавы, чтобы техника не самоуничтожилась при трении о воздух. В нем используется уникальный двигатель, способный разгонять аппарат до 3.22 Маха, при этом справляться с гиперзвуковым потоком воздуха.

Этот самолет настолько особенный, что когда по нему пускают ракету, то единственное, что требуется от пилота, чтобы уйти от нее — просто ускориться и изменить высоту.

Несмотря на то что ракеты сами по себе были быстрее Блэкбёрда, им не хватало запаса дальности и маневренности на высотах выше 20 км. Все это позволяло провести сотни вылетов над Вьетнамом, Северной Кореей и Ираком, при этом не потерять ни одного самолета.

Сегодня поговорим о невероятных инженерных решениях, примененных в самолете SR-71 Blackbird.

Автор: https://topwar.ru/uploads/posts/2019-11/1573770343_maxresdefault.jpg
Автор: https://topwar.ru/uploads/posts/2019-11/1573770343_maxresdefault.jpg

Двигатель

Весь самолет построен вокруг пропульсивного двигателя. Во-первых, не существует таких турбореактивных установок, способных эффективно работать в условиях гиперзвукового потока воздуха.

Да, самолет использует турбореактивный двигатель j58, но вне Блэкбёрда этот двигатель выдает только 17% тяги, необходимой для скорости в 3.2 Мах.

Автор: https://ucaklar.org/wp-content/uploads/Pratt-Whitney-J58-JT11D-20K-turbojet-motor-scaled.gif
Автор: https://ucaklar.org/wp-content/uploads/Pratt-Whitney-J58-JT11D-20K-turbojet-motor-scaled.gif

Обычно для таких скоростей используется прямоточный реактивный двигатель. В нем нет подвижных частей и нет турбины. Воздух в большом количестве и под нужным давлением попадает в камеру сгорания за счет движения самолета. Но для того чтобы он начал работать, самолет должен двигаться, и двигаться быстро. Поэтому двигательная установка SR-71 — это гибрид между классическим и прямоточным реактивным двигателем.

В самолете используется сложная система забора воздуха. Она позволяет двигателю вести себя как обычный реактивный движок на низких оборотах, и как прямоточный — на высоких. Достигается это, например, переменным диаметром воздухозаборника.

Автор: https://i.pinimg.com/originals/83/fb/cf/83fbcfd631ab75249f7fd67be9abd868.jpg
Автор: https://i.pinimg.com/originals/83/fb/cf/83fbcfd631ab75249f7fd67be9abd868.jpg

Этот конус в передней части двигателя имеет 60 см хода. В правильном положении, постоянно подстраиваясь, именно этот конус сбивает гиперзвуковой поток поступающего воздуха, и позволяет эффективно передвигаться на скоростях за 3 Мах. Сам же двигатель намного меньше, чем может показаться. Вокруг него построена целая воздушная система.

Топливная система

Все дело в системе топливных баков, точнее, в их отсутствии. Топливо содержится внутри крыльев вне отдельных емкостей. Металлические баки нельзя было использовать: это лишний вес. Пластиковые просто бы расплавились.

Разработчики пытались герметизировать все возможные щели и зазоры в фюзеляже, но так как титан, из которого сделана обшивка самолета, расширялся и сжимался из-за постоянных перепадов температур, никакая герметизация была невозможна. В итоге топливо капало через щели, и самолет всегда терял топливо при взлете. Причем это была нормальная для него ситуация.

Автор: https://i.imgur.com/VOBYcyk.jpg
Автор: https://i.imgur.com/VOBYcyk.jpg

Вообще, загрузка SR-71 напоминает типичную ракету: сам самолет весит 25 т, а топливо, которое он перевозит, ещё 36 т. То есть 60% веса самолета — горючее. Несмотря на это, без возможности дозаправки в воздухе, это было бы бесполезное судно с малой дальностью полета, что недопустимо для самолета-шпиона.

Интересно, что эффективность двигателей очень зависела от окружающей среды. В одних условиях самолет сжигал 13 т топлива для того, чтобы набрать скорость 3 Мах, а при температуре на 10 градусов ниже, всего 7 т. В итоге дальность полета сильно зависела от условий: от высоты и использования дожигателей. Но в среднем самолет мог пролететь 5200 км. В реальности дальность была ограничена лишь экипажем.

Самая длинная операция была проведена этим самолетов в 1987 году. Он отправился из Окинавы в сторону Ирака, провел 11 часов в воздухе и как минимум 5 раз дозаправился в пути. Получается, что и двигатель, и запасы топлива не ограничивали расчетную скорость самолета. Тогда почему инженеры решили остановиться на 3.2 Мах?

Автор: https://i.pinimg.com/originals/b7/fe/b9/b7feb9550ee25d7fed97e0f975781190.jpg
Автор: https://i.pinimg.com/originals/b7/fe/b9/b7feb9550ee25d7fed97e0f975781190.jpg

Скорость и проблемы воздушного трения

При скорости в 3.2 Мах нос самолета нагревался до 300 ◦С, а задняя часть — до 650 ◦С. Это и ограничивало максимальную скорость SR-71.

Материалы и сама конструкция самолета должны были учитывать постоянные циклы температурного расширения и работу в условиях повышенной температуры. Даже топливо для этого самолета было специально разработано, с очень высокой температурой воспламенения. Без такого топлива было бы невозможно взлететь: горючее выливалось через щели на ВПП и могло вспыхнуть в любой момент.

Новое топливо JP7 почти было очень стабильным: почти не испарялось и не расширялось при нагреве. Оно было настолько стабильным, что оно же использовалось в самолете в качестве охлаждающей жидкости. Топливо прокачивалось через фюзеляж, охлаждая масло, гидравлическую систему и электронику.

Автор: https://i.ytimg.com/vi/qbs6FG1-TAY/maxresdefault.jpg
Автор: https://i.ytimg.com/vi/qbs6FG1-TAY/maxresdefault.jpg

Но такое горючее было сложно пожечь, поэтому самолет оснащался капсулами с триэтилборатом. Это вещество самовоспламенялось при контакте с воздухом. Без него самолет было бы просто не запустить.

Есть ещё один интересный вопрос: зачем SR-71, который и без того работает на грани перегрева, окрашен в черный цвет?

Дело в том, что черные объекты не только хорошо поглощают тепло, они же и хорошо его передают, распределяя по всему фюзеляжу. Все эти усилия — и специально топливо, и черный цвет нужны были для того, чтобы самолет был устойчив к нагреву.

Но основное, — это материалы, из которых собран SR-71.

Магия титана

Обычно в авиастроении используется алюминий. Однако опыт Конкорда показал, что и он имеет свои ограничения: алюминиевый фюзеляж не разогнать свыше 2 Мах. А вот титан, из которого Блэкберд состоит на 93%, имеет лишь одно преимущество: невероятно высокая прочность и небольшой вес.

Правда, это очень дорогой и сложный в обработке металл. Если допустить ошибку, например, при отрезании титана, он станет хрупким. Поэтому титан в авиации редко используется в важных узлах.

Главная причина использования титана в SR-071 — способность противостоять нагреву. Титан почти не расширяется при нагреве, если сравнивать его с другими металлами.

Сегодня, спустя 60 лет с начала эксплуатации SR-71, материаловедение продвинулось далеко вперед, и сейчас в разработке находится SR-72. По слухам, он будет использовать новые композитные материалы, которые позволят разгоняться до 6 Мах, а это свыше 7000 км/ч. При этом двигатель будет выполнен из титана с использованием технологии 3D-печати со встроенными в него каналами для более эффективного охлаждения.

Кроме того, дальность и время полета теперь не будут ограничены экипажем: SR-72 станет беспилотным судном.

Автор: https://mir-s3-cdn-cf.behance.net/project_modules/fs/d4b7a659925305.5a3912363ed83.jpg
Автор: https://mir-s3-cdn-cf.behance.net/project_modules/fs/d4b7a659925305.5a3912363ed83.jpg

По-моему, «Черный дрозд» — один из самых футуристичных самолетов, разработанных в 60-х годах, и который эксплуатировался до 1998 года. При этом, участвую в боевых действиях во Вьетнаме, Лаосе и Северной Корее, ни одни из систем ПВО не смогла его сбить.

Даже сегодня этот самолет выглядит как машина из будущего, а не из прошлого. Инженерные решения, заложенные в этом самолете, поражают воображение и доказывают, что человек способен практически на все.

Может, кто-то хочет возразить или что-то добавить? Пишите в комментариях, ставьте лайк, если понравилась статья, и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новых интересных историй.

При желании можете еще прочитать:

Как КГБ перекрыл американской разведке канал вывоза предателей из СССР

Легендарный РД-180. Почему американцы, как ни пытались, так и не смогли скопировать российский ракетный двигатель

Как генерал ГРУ четверть века работал на ЦРУ

Рассекреченные архивы КГБ. Как кремлёвские экстрасенсы расследовали убийство создателя лазерного оружия

Судьба самого высокопоставленного советского дипломата, ставшего агентом ЦРУ и невозвращенцем

Как Хрущёв расправился с подпольными миллионерами

Ельциновский приспешник. Как из-за предательства Бакатина провалилась самая масштабная операция советской контрразведки

Хирург из КГБ

Самая засекреченная страница советской космонавтики. Лазерная гонка СССР и США: кто победил

Очередной американский обман мирового масштаба. Гибель Челленджера — мистификация

Засекреченный «отец» атомной бомбы: почему имя создателя советского ядерного оружия хранилось в тайне

Как США ведёт с Россией необъявленную войну за российских учёных

Как советские спецслужбы выкрали «Аполлон-13» и изобличили американцев в Лунной лжи

Как проект Царь-торпеды академика Сахарова для уничтожения Америки привел к созданию «Посейдона»

Учёные считают, что Китайская стена — дело рук славян

Британский «крот» в ГРУ

Предатель Адольф Толкачёв. Самый эффективный, ценный и высокооплачиваемый агент ЦРУ в советской оборонке

Сенсация в археологии! Перевернутые пирамиды — оружие древних цивилизаций

Генерал КГБ Олег Калугин. Предатель, которому Ельцин вернул звания и награды

Тайны истории. Тухачевский — гениальный маршал или кровожадный убийца

Тайные дневники первого председателя КГБ СССР Часть 1

Маркус Вольф — величайший разведчик XX века

Гиперзвуковое оружие России. Как оно работает, и причём здесь Советский Союз

Мастер тайных спецопераций НКВД

Кто устранил Максима Горького. Рассекреченные документы о последних днях жизни буревестника революции

Личная неприкосновенность охранников президента России. Как складывается жизнь телохранителей Путина после службы в ФСО

Полковник ГРУ Лев Маневич. Он похоронен в чужой стране под чужим именем и забыт своей страной

Как Моисей Финкель пытался продать ЦРУ информацию по гидроакустическим системам ВМФ России

Скелет в шкафу Владимира Путина. Кто охранял и крышевал будущего президента в Питере

Россия пошлёт на Луну спутник, чтобы доказать, что американцы не высаживались на Луне

Самый говорливый олигарх. Как Олег Дерипаска из-под бандитской крыши перешёл в кремлевскую семью

Александр Хинштейн. История непотопляемого борца с коррупцией

«Космонавт Юрий Гагарин». Как Россия потеряла единственный в мире космический флот

Ан-225 «Мрия». Строили всем Союзом, а достался Украине. Почему Россия потеряла уникальный самолёт-гигант, и нужен ли он ей

Обратная сторона КВН. Как клан Масляковых обманывает народ и наживается на игроках

Расскереченные тайны космоса. Какое внеземное животное погубило космонавта Сереброва и станцию «Мир»

Шоу «Голос»: ложь, подкупы, зарплаты

Россия создала супероружие, и это не гиперзвуковые ракеты

Был чеченским боевиком, а стал депутатом Госдумы. Адам Делимханов — депутат, которого разыскивал Интерпол

Россия создала и приступила к серийному производству танка, аналогов которому нет ни в одной армии мира

Тайный миллиардер Советского Союза. Как кировоградский электрик собрал в доме одну из лучших коллекций в Европе

Коллекторский бизнес Кадырова — 1 млн рублей в день. Почему его не трогает Путин

Бывший боевик, Герой России и специалист по запугиванию чеченского народа

Кто имеет право входить в кабинет Президента РФ. Ближний круг Владимира Путина

Звезды шоу-бизнеса и артисты о своём отношении к решению российского правительства о проведении спецоперации на Украине

Преступление перед российской авиацией. Почему заморозили проект самого большого российского пассажирского самолета в мире