Одно сочинение формата ЕГЭ хорошо, а два лучше! Если же вторая экзаменационная работа написана по довольно сложному тексту – тем более. Ведь она может стать примером для нового поколения 11-классников: кто-то прочитает и поймёт, как выстраивать сочинение, кто-то захочет написать лучше! Так что прошу любить и жаловать экзаменационную работу ещё одной моей ученицы. Тоже Кати.
Текст дан здесь:
Сочинение Кати по тексту И.А. Ильина о мыльных пузырях
Почему моменты радости играют важную роль в жизни человека? На этот проблемный вопрос в предложенном тексте отвечает известный русский философ И.А. Ильин.
Автор рассказывает о мыльных пузырях, сравнивает их с земной жизнью и человеческим счастьем. Несмотря на то, что мыльные пузыри не представляют из себя ничего особенного, они дарят детям и взрослым приятные чувства и эмоции: «Всякая красота, даже малейшая, даже самая бесцельная, и всякий радостный миг жизни имеют большую, непреходящую ценность». Приятные и радостные моменты избавляют нас от чувства грусти, уныния, разукрашивают наши серые будни яркими цветами.
И.А. Ильин акцентирует наше внимание на том, что радостный миг жизни нужно «беречь, ограждать, любить». Моменты счастья, к сожалению, настолько быстры, что, упустив их, мы можем лишиться наслаждения, спокойствия, исцеления.
Второй пример является следствием первого. Причинно-следственная связь помогает нам сделать вывод о том, что счастье мимолётно и ценно.
Автор говорит нам о том, что значимость даже самых бесцельных и незаметных мгновений радости состоит в том, что они способны исцелить душу.
Нельзя не согласиться с мнением автора, так как я, читая художественную литературу, убедилась в том, что маленькое счастье способно спасти внутренний мир человека.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» повествуется о молодом графе Пьере Безухове. К сожалению, молодой человек был несчастлив, так как утратил смысл жизни. Попав в плен, Пьер понял, что счастье строится из мелочей, которые способны вызвать улыбку. Понимание ценности радостных мгновений помогло молодому человеку стать счастливым и обрести смысл жизни.
Радостные моменты играют огромную роль в жизни каждого из нас, так как они позволяют нам забыть плохие события, вызывающие лишь печальные эмоции, помогают нам двигаться дальше.
Мой комментарий:
1. Проблема в сочинении сформулирована в виде вопроса: «Почему моменты радости играют важную роль в жизни человека?». Это удобнее, чем городить словосочетание со словом проблема, которое будет явственно отдавать канцеляритом: проблема понимания важности счастливых моментов.
2. В сочинении хотелось бы выделить комментарий. На мой взгляд, он написан удачно. Даны два примера иллюстрации, причинно-следственная связь указана верно: моменты счастья дают нам радость, наполняют нашу жизнь смыслом, следовательно их необходимо беречь, не упуская ни одного, даже самого малейшего. Клишированных фраз нет.
3. Катя потеряла 2 первичных балла по критериям К6 «Точность и выразительность речи» и К10 «Соблюдение речевых норм». К сожалению, речевое оформление текста – это самое проблемное, тонкое место у многих школьников. Баллы сняты заслужено. Допущено три речевых ошибки: «разукрашивают наши серые будни яркими цветами», «моменты… настолько быстры» и «способно спасти внутренний мир человека». Исправляем: в первом случае достаточно убрать словосочетание «яркими цветами». Сказать «разукрашивают наши серые будни» можно. Или можно заменить синонимичным выражением: делают наши серые будни ярче. Во втором случае нужно заменить слово быстры на быстротечны, а в третьем убрать словосочетание «внутренний мир», видоизменив выражение, например, так: «способно спасти человека, сохранив его внутренний мир».
Также в позиции автора неудачно употреблена однотипная конструкция: «Автор говорит нам о том, что значимость даже самых бесцельных и незаметных мгновений радости состоит в том, что…». Улучшить её можно так: «Автор говорит нам о том, что значимость даже самых бесцельных и незаметных мгновений радости заключается в их способности исцелить душу».
4. Литературный пример, доказывающий позицию ученика, удачен (кроме того, что в аргументе три раза повторяется слово «молодой»). Действительно, проблемой Пьера Безухова, одного из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир», была неспособность ценить те мгновения радости, что были в его жизни. Стремясь к высокому, новому, желая уйти от пошлости светской жизни, герой не мог наслаждаться реальностью: тем зримым и вещественным, что его окружало. Только пребывание во французском плену, лишения, через которые он прошёл, и общение с Платоном Каратаевым научили его ценить простые мгновения радости.
Подготовила Анна Терехова
Все материалы канала собраны здесь: