Вопросам психообразования пациентов и их родственников в нашей клинике я стараюсь уделять особое внимание.
Основной целью психообразования является полное информирование пациентов и их родственников об особенностях тех или иных психических расстройств, методах их современной диагностики, терапии и реабилитации.
В стационаре это удается в большей степени, в амбулаторном центре, к сожалению, психообразование носит чаще всего индивидуальный характер, групповые занятия практически отсутствуют.
Среди причин такой ситуации, как и некоторое сопротивление врачей, так и нежелание пациентов и их родственников оплачивать психообразовательные занятия.
Польза от профессионально подготовленной психообразовательной работы огромна, однако, ее надо хорошо подготовить, иллюстрировать, вести в интерактивном стиле и проводить на протяжении достаточно большого отрезка времени (от 3 до 6 месяцев), сохраняя преемственность между стационарным и амбулаторным этапами оказания помощи. Интерактивность сближает психообразовательные занятия с рациональной психотерапией, объясняющей пациенту причины, механизмы развития, особенности клинической симптоматики и методы лечения того или иного психического расстройства. Учитывая тот факт, что общее количество психообразовательных занятий должно быть около 30, а частота их проведения не реже, чем два раза в неделю, становится понятным, почему их следует проводить в два этапа: в стационаре (10 занятий) и в амбулаторном центре (20 занятий). Средняя продолжительность психообразовательного занятия – 1-1,5 часа. На первом этапе в стационаре, на мой взгляд, предпочтительна работа в малых группах (4-6 человек), однородных по возрасту, культурно-образовательному уровню, психическому расстройству. Кроме того, как в стационаре (психиатрической больнице), так и в амбулаторном центре (психоневрологическом диспансере) желательно приглашать на психообразовательные занятия родственников пациента, вести специальную документацию (для врача - иметь общий план занятий, заполнять протокол каждого занятия; для пациента - рабочую тетрадь для текущих записей каждой темы и тетрадь для выполнения домашнего задания). Естественно, для проведения психообразовательных занятий требуется хорошее техническое обеспечение. В стационаре и в амбулаторном центре психообразовательные занятия проводятся разными врачами, что целесообразно как для организации работы (графика) врачей, так и для пациентов. К сожалению, в России отсутствуют хорошо иллюстрированные психообразовательные занятия с видео сюжетами, поэтому врачам нашей клиники приходится создавать такие занятия самостоятельно.
Основные темы психообразовательных занятий в стационаре:
1) причины психических расстройств (биопсихосоциальный подход к этиологии);
2) механизмы развития психического заболевания (патогенез, в первую очередь биологические факторы );
3) клинические признаки (психопатологические симптомы и синдромы) психического расстройства;
4) особенности течения болезни (ремиссии и рецидивы);
5) признаки обострения и стабилизации, качество ремиссий;
6) влияние психоактивных средств, алкоголя ( интоксикации), инфекции и стресса на течение психического расстройства;
7) влияние состояния органов и систем на течение психического расстройства, сопутствующие психические, неврологические и соматические расстройства (коморбидные заболевания);
8) биологические методы диагностики и терапии;
9) психофармакологическое лечение (современные принципы, побочные эффекты, осложнения лекарственной терапии, их профилактика и лечение);
10) немедикаментозные биологические методы терапии психических расстройств (транскраниальная магнитная стимуляция, светотерапия, электросудорожная терапия, лазерная терапия, барокамера и др.).
Основные темы психообразовательных занятий в амбулаторном центре :
1) особенности сотрудничества (комплайенса) пациента и его родственников с бригадой оказания помощи (врач, клинический психолог, социальный психолог - социальный работник) на амбулаторном этапе оказания помощи;
2) мониторинг эффективности и безопасности биологических методов лечения психических расстройств (концентрация препаратов в крови, «терапевтический диапазон», нейрофизиологические показатели динамики рецидивов и ремиссий;
3) психологические методы диагностики психических расстройств (нейропсихологическая, патопсихологическая, личностная);
4) психологические методы клинической терапии психических расстройств (клиническая психотерапия психопатологических симптомов и синдромов);
5) психологические методы терапии психических расстройств (общие принципы, методы и формы современной психотерапии: индивидуальная, групповая, семейная;
6) «инструментальная психотерапия» (биологическая обратная связь, ауди и видео стимуляция, компьютерные программы и пр.);
7) социальные методы диагностики (диагностика семейной системы, диагностика социального статуса);
8) медицинская реабилитация (системная медицинская реабилитация);
9) когнитивная ремедиация (когнитивные тренинги );
10) социальная реабилитация (семья и общество, тренинг социальных навыков, самостоятельное проживание);
11) профессиональная реабилитация (трудовая занятость, трудовая терапия, профессиональный маршрут: обучение, стажировка, самостоятельная работа, карьерный рост , оплата труда и пр.);
12) профилактика рецидивов психических расстройств;
13) альтернативная медицина (достоинства и недостатки);
14) юридическая помощь пациентам и их родственникам;
15) опасность религиозных сект для пациентов, страдающих психическими расстройствами.
С моей точки зрения, на стационарном этапе оказания помощи психообразовательные занятия должны проводить врачи - психиатры; на амбулаторном - врачи, клинические психологи, социальные психологи (социальные работники) и специально подготовленные юристы.
Значение психообразовательной работы в психиатрии в последние годы заметно растет. В нашей клинике мы стараемся подключать к психообразовательной работе врачей других специальностей, например, нейрофизиологов и особенно средний медицинский персонал, который, в частности, может осуществлять контроль за выполнением пациентами домашних заданий, заполнение ими специальной документации.
В клинике имеется научно-популярная литература по психиатрии, предназначенная для пациентов и их родственников. Психообразовательные занятия заметно редуцируют проявления негативной стигмы, сопровождающей психическое заболевание. Большое значение имеет активное участие пациентов в процессе психообразования (особенно пациентов, имеющих «двойной диагноз», страдающих различными зависимостями).
Например, пациенты, естественно под контролем медицинского персонала, могут выступать в качестве «преподавателей» (учителей) таких занятий, помогать контролировать выполнение домашних заданий. Важными составляющими психообразования являются мотивационный тренинг и «высшие формы» тренинга социальных навыков (планирование, навыки решения проблем и конфликтных ситуаций, тайм-менеджмент, навыки самостоятельного проживания). При проведении полного цикла психообразовательных занятий во многих случаях удается предотвратить рецидивы психического расстройства и повторные госпитализации в стационар.
Большое значение в психообразовательной работе имеет преодоления сопротивления пациентов в плане их отношения к приему психофармакологических средств, разъяснение их роли в терапии и реабилитации пациентов, страдающих психическими расстройствами, профилактики возникновения побочных эффектов и осложнений терапии лекарственными средствами. Периодически психообразовательные занятия требуют от руководства клиники проведение соотвествующего аудита (контроль за ведением документации и обновление материала ) и получения обратной связи от пациентов и их родственников.