Найти тему
Алексей Глабчастый

Музыкальные инструменты Индии - проекция человека и его судьбы.

Не перестаю удивляться древней мудрости восточных знаний и философии. Я писал статьи о Джйотиш, но сейчас небольшое отступление.

Древние литературные произведения Индии несут невероятно точные , проникающие в любое сознание образы построения Мира. Мудрецы потратили огромные силы и применили запредельную мудрость и понимание, чтобы в форме занимательных историй передать эти знания напрямую в подсознание , обходя препоны и барьеры создаваемые Умом и Эго.

Вся культура Индии была пропитана и наполнена смыслом поиска пути к Богу. И это нашло свое отражение и в музыке и в музыкальных инструментах, которые были в первую очередь инструментами для практичного и скорейшего продвижения по пути Духовной Эволюции (и только потом понимание о музыке деградировало до развлекательной составляющей). Духовые музыкальные инструменты (такие как флейта) делающие более наглядными тонкие вибрации и звуки праны, которые слышит Йог в своем теле в процессе медитации. Ударные инструменты (различные барабаны - мриданга, дамару...) отвечающие за ритм и пульсацию жизни энергии Шакти в Шиве , так же ощущаются Йогином. А струнные инструменты - по сути стали отражением человеческого конструктива - музыкальной проекцией человека.

На струнных инструментах я и хотел бы заострить внимание.

Для примера разберем Ситар.

-2

Он подробнейшим образом отображает структуру человека. Так же как и принципы игры на нем - это аналог судьбы человека. Я не музыкант - поэтому в общих словах, и могу быть не точным, заранее прошу прощения.

Сначала о самой музыке : ноты в Индийской культуре не имеют определенной привязки к фиксированной частоте колебаний, как в западной музыкальной культуре. В Индии ноты относительны - берется базовый звук определенной частоты (который музыкант выбирает по своим соображениям и задачам) и потом от него строятся музыкальные интервальные ряды, ноты из которых в будущем будут составлять ноты музыкального произведения , т.н. Рага. И струнный инструмент настраивается практически индивидуально для каждого такого произведения.

Это первая аналогия с человеческой жизнью - каждая жизнь индивидуальна и неповторима - точка отсчета каждой "песни жизни" индивидуальна , но это точка отсчета тем не менее определяет остальные точки или ноты мелодии жизни , ради соблюдения общей гармонии. Если этого не соблюсти - гармонии не получиться - будет диссонанс. Рага - это линия судьбы, и насколько судьба гармонична или нет зависит от того те ли ноты человек использует в своей песне жизни.

С судьбой разобрались. Далее сам инструмент, который символически повторяет качества и особенности человека и его строения . Струн на Ситаре от 17 до 20 и даже более. Они делятся на 4 группы:

- Солирующие (одна или две) , называются тарафф. На моем инструменте она одна. На ней играется мелодия - это та самая линия жизни человека, мелодия его Судьбы. Его Осознание.

- Бурданирующие струны (две) - это как два основных таланта и призвания человека - они издают всегда только по одной ноте, эти струне не зажимаются на ладах. Это то , что человек проносит неизменно от рождения до могилы - его постоянный аккорд. Именно эти струны должны быть в гармонии с солирующими - и если солирующая струна ошибается - то происходит диссонанс - мелодия звучит фальшиво. Эти струны - кармическая задача человека на воплощение.

- Струны Чакари , их 5 штук - они призваны поддерживать ритм. Это 5 разнообразных таланта человека, которые поддерживают мелодию судьбы человека и делают ее ритмичной и разнообразной. Эти струны тоже не зажимаются на ладах и производят всегда один и тот же звук , настроенный в гармонию с выбранным звуковым рядом Раги.

- И большая группа (11-15 штук) оркестровых струн или симпатических или резонирующих, расположенных под основными. На них вообще не играют (иногда для пущего эффекта их могут тронуть ногтем мизинца), но эти струны имеют большое значение - так как создают резонанс и неповторимый космический объемный звук. Струны настроены на несколько октав выше основных струн и резонируют при игре на соответствующих нотах. На мой взгляд эти струны обозначают подсознание или самскары (сундук со сказками) - опыт прошлых воплощений или глубокие слои кармы - семена кармы, которые пробуждаются и начинают петь и расцветать, когда попадают в резонанс с нотами (событиями) мелодии судьбы. Хорошо если эти струны настроены правильно - если нет - то происходит какофония.

Ну а резонаторы и полый гриф - это грубое физическое тело, которое тем не менее очень важно. Так как принимает в себя колебания всех струн и даже других звуков извне , усиливает их , окрашивает собственными вибрациями и выводит звуки в усиленном варианте наружу.

И сам принцип игры очень символичен : лады инструмента устроены таким образом, что на одном ладу можно, смещая солирующую струну, извлекать различные ноты с разбросом до 6 полутонов или трех нот , или даже более. Это дает возможность делать звучание подвижным и плавным (один лад - не равняется одной ноте как на гитаре) , но при этом требует наличия хорошего слуха у музыканта и ощущения тела и координации. Это говорит о том, что хоть линия судьбы и есть, но право выбора и возможность отходить вправо и лево от нее тоже имеется. Но тем не менее ограничения так же имеют место: как "физические" (больше трех нот на одном ладу не взять) , так и мелодические (лишние ноты в Раге недопустимы, так как нарушают общую гармонию. )

-3

Таким образом и происходит Игра : музыкант имеет нотный ряд, обусловленный настройкой инструмента (рождением), он играет на солирующих струнах мелодию, струны чакари отбивают ритм жизни. Бурданирующие струны поддерживают постоянным гармоничным аккордом, а оркестровые струны звучат на разные голоса, когда для них складываются подходящие условия. А играет на этом инструменте - Бог. Он музыкант. От этого музыка этих Индийских инструментов такая чарующая и Космическая - в них соблюдены принципы строения Мироздания.

-4

Поэтому человек - как инструмент - сложный механизм - все в нем необходимо для максимальной реализации и гармоничного и мощного звучания. В мире Духов - нет тела, нет резонатора, поэтому музыка в мире духа есть , но очень тихая. И это величайшее благословение - родиться человеком, проявленным одновременно во всех Мирах - от тонкого Духа , до самого плотного - Материи.

И вот так как на картинке , Господь Шива, Парвати и даже Демон Равана играют на человеке как на Вине.

Бог + инструмент (человек со всеми его причиндалами) + процесс игры + музыка жизни - все это есть Единое и Неделимое Целое. Все это вместе и есть Бог. Счастлив тот человек , который позволяет Богу играть на себе волшебную мелодию и наслаждается ей.

Ом Намах Шивайя!!!