Французский политолог Жан Бодрийяр в качестве примера иррационального культа приводит полинезийских аборигенов, на островах которых во время войны располагались американские полевые аэродромы, благодаря чему местные обитатели получали вкусную еду, красивые безделушки и приличное медицинское обслуживание.
Но война не может длиться вечно и по ее окончании американцы покинули ставшие ненужными островные аэродромчики.
Рай для аборигенов закончился. Тогда аборигены принялись сооружать из подручных материалов макеты самолетов, аэродромной инфраструктуры и даже подсвечивать вытоптанные в джунглях полянки кострами по ночам, считая что соломенные самолеты привлекут самолеты настоящие и всё вернется.
Вы, наверное, смеялись над наивностью полинезийцев и считали карго-культ принадлежностью только первобытного общества? Как бы не так! Исследователи аналитического центра университета «Синергия» порадовали карго-культом в исполнении наших сограждан. По опросам оказалось, что более 80 процентов россиян хотят возвращения товаров под советскими брендами.
Чаще всего вспоминали автомобили «Москвич», «Волга», «Победа», холодильники «Орск», велосипеды «Кама», а также многочисленные бренды еды, напитков, одежды и обуви, парфюмерии и бытовой химии, которые можно было увидеть на полках советских магазинов.
Что это? Пример недоразвитости общественного сознания? Не совсем. Появление карго-культа является следствием невозможности народа влиять на свою судьбу рациональными средствами.
80% россиян и взаправду надеется, что если назвать китайские поделки и местную халтуру названиями советских марок, то вернутся славные времена, когда товары были достаточно качественными и дешевыми, а их производство обеспечивало работой миллионы русских мужиков, гарантируя комфортное проживание их семьям.
Разовый эпизод? Нет. С недавнего времени это постоянная практика. К этому же типу относится вывешивание на разрушенных украинских городах «Знамени Победы» как заклинания на возвращение былой мощи СССР.
И опять не конец – ЛДПР сегодня предложила переименовать высшую государственную должность в стране. Вместо президента предлагается титул «Правитель России».
Ага. И сразу раздастся хруст французской булки…