Аллах знает обо всем и ничто не скроется от Него. Он знает о том, что скрыто в сердцах людей и знает предательские взоры. Больше всего мусульманин должен стесняться Аллаха. Наше стеснение перед Аллахом должно проявляться верой в Него, соблюдением того, что Он повелел и избеганием того, что Он запретил.
Наивысшая же степень скромности и стеснения — это та скромность, о которой передано в хадисе Ибн Мас’уда, означающее:
«Сказал Посланник Аллаха: Стыдитесь Аллаха надлежащим образом». Мы сказали: «О, Посланник Аллаха, поистине, мы стесняемся, хвала Аллаху». Пророк сказал: «Это не то! Стеснение перед Аллахом надлежащим образом — это беречь свою голову и то, что она содержит в себе, а также живот и то, что он содержит в себе, и помнить о смерти и истлении. Тот, кто желает [блага] следующей жизни, должен оставить украшения земной жизни. Кто поступает так, тот и стыдится Аллаха надлежащим образом»». Передал ат-Тирмизий.
Также необходимо проявлять стеснение по отношению к Пророку: не противоречить его пути, не портить честь его общины и не противоречить его прекрасной нравственности, одним из качеств которой является скромность.
Передается, что Абу Са’ид аль-Худрий сказал, означающее: «Посланник Аллаха был скромнее девушки (девственницы), находящейся за занавесом». Передал аль-Бухарий.
Передано в хадисе ан-Наваса ибн Сам’ана, что Пророк сказал, означающее: «Набожность — это благонравие, а грех — это то, что беспокоит твое сердце, и ты не хочешь, чтобы об этом узнали люди». Передал Муслим.
Мусульманин, который соблюдает скромность, его репутация становится похвальной и перед Аллахом, и перед людьми. Ему обещано хорошее поминание и добрая слава, и такой будет счастливым и в этой жизни, и после смерти.
Если верующий снимет с себя одеяние скромности, то станет совершать отвратительные поступки и перестанет соблюдать повеления Аллаха. Сказал Пророк о таком человеке, означающее:
«Из того, что дошло до людей из слов первого пророчества (то есть Адама или пророчества предыдущих пророков): если не стесняешься, то делай, что хочешь1». Передал аль-Бухарий.
Когда мы говорим о скромности, нам должно быть достаточно того, что это качество Посланника Аллаха, его сподвижников, да будет доволен ими Аллах и лучших из его общины. Аль-Хайа’ — это один из Атрибутов Аллаха, но по отношению к Аллаху это слово имеет другое значение. Не допустимо приписывать Аллаху стеснение или другие качества созданных.
Сказал Посланник Аллаха, означающее:
«Поистине, Всевышний Аллах Халим2, Хайийй и Ситтир3. Он Любит скромность и сокрытие недостатков». Передал Абу Дауд.
Значение «Хайийй» — любит скромность. Аль-Хайа’ по отношению к Аллаху не означает эмоции или чувства, а указывает на Его Вечный Атрибут, как аль-Махаббаh и аль-Бугд4, которые по отношению к Аллаху не означают эмоции, которые происходят у созданных. Атрибут Аллаха аль-Хайа’ означает, что Ему не присуще зло.
Что же касается скромности, которая является нашим, человеческим качеством, то это возникающее качество, которое не допустимо приписывать Аллаху. Кто убежден, что Аллаху присущи возникающие качества, тот не познал Аллаха и, приписав Ему подобие, вышел из веры.
Пророк, как уже было упомянуто ранее, был более скромным, чем девушка (девственница), находящаяся за занавесой. Также скромность была качеством сподвижников Посланника Аллаха, как передано в хадисе, означающее:
«Наиболее скромный среди них — это ‘Усман».
Знайте, что скромность (стыдливость) не должна препятствовать получению полезных знаний и не должна препятствовать человеку задавать религиозные вопросы. Сказала ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, означающее: «Какое благо у женщин ансаров! Их скромность не препятствует им получать религиозные знания». Передал аль-Бухарий.
Здесь говорится о том, женщины ансаров обладали похвальным качеством, которое заключалось в том, что их скромность не мешала им получать религиозные знания. Они спрашивали о религии в чем нуждались и задавали те вопросы, которых стеснялись люди.
______________________
1 - Эти слова не указывают на одобрение или повеление делать то, что хочется, напротив, здесь значение порицания, как говорится среди людей «делай, делай… потом узнаешь, что с тобой будет», то есть, значение этих слов «лучше не делай этого, иначе потом будешь сожалеть».
2 - Прощающий и Дарующий отсрочку грешникам, не наказывая их сразу.
3 - Скрывающий недостатки.
4 - Буквально эти два слова означают «любовь» и «ненависть», однако, как уже было сказано, в отношении Аллаха они не понимаются как чувства.
______________________
Дорогие посетители сайта, в наше время, к сожалению, отсутствует единая принятая транскрипция с арабского языка на русский. При использовании русского алфавита невозможно полноценно отобразить правильное произношение арабских звуков, поэтому религиозные термины и слова арабского происхождения, использованные у нас на сайте, написаны с учетом правил и норм русского языка. Рекомендуем уточнить правильность произношения тех или иных букв арабского языка у достоверных религиозных преподавателей.
ВАЖНО! В имени Бога на арабском Аллах, букву «Х» необходимо произносить как ه на арабском, также и в имени Пророка Мухаммада буква «Х» произносится как ح на арабском.
НАШ КАНАЛ НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПУБЛИКАЦИЯМ ЯНДЕКС ДЗЕНА В КОНЦЕ КАЖДОЙ СТАТЬИ НАШЕГО КАНАЛА!
Купить Исламские книги (нажмите для перехода)
Источник obislame.info