Колодезь. То, чему меня научила Библия. Часть 18.
Авраам выкопал колодезь. А потом ещё и выкупил право пользоваться им у царя Герарского Авимелеха в 21 главе Книги Бытия. Рыть вглубь, искать воду и черпать её из своего колодца – занятие достойное для любого мужа, раз уж этим занимался сам отец множества народов.
Мне, вскоре после того, как у меня появился свой земельный приусадебный участок, вдруг захотелось выкопать самому колодец, хотя материальной надобности в нём не было никакой. Потом даже пришлось для друзей придумывать объяснение – зачем я это сделал. Наверное, Господь меня толкнул на это дело. А вот зачем? Выкопать в одиночку колодец глубиной девять метров и извлечь около десяти кубических метров земли – то ещё занятие, но самое смешное, что я рыл и получал от этого удовольствие, чавкая по холодной грязи, с головы до ног в ней, в родимой… К земле, конечно, надо привыкать… и что-то в этом есть. В большом количестве рассказов, как люди тонули в плывунах и подводных реках, не успев как следует рассказать напоследок, что они думают на этот счёт, есть своя правда. Много выдуманного для кошмара – не без того, но есть и реальные смерти пропавших без вести как-то сразу в подземные реки и все концы не только в воду, но и заодно под землю…
Есть такое мнение, что внутри каждого человека есть Бог, как колодезь живой воды бесконечной глубины. Для каждого бесконечная глубина означает разное конечное число метров самокопания и самовыкапывания. Кому-то и полметра – недостижимая глубина, а кому-то многие километры вглубь - это только начало раскопок. Антоний митрополит Сурожский считает, что человек боится погружаться в глубину колодца своей личности и познавать в этой тьме себя и Бога в себе. Чем глубже, тем страшнее. Даже подумать об этом страшно, а уж начать выкапывать из себя тонны греховной грязи, мрази, мусора и всё это выбрасывать наружу с риском попасть на всеобщее обозрение, осмеяние и осуждение. Мнение ближних, понятно, страшно важно, но гораздо страшнее самооценка и муки совести, которых почти не было до принятия решения о самокопании колодца в себе. А ведь только так, через мусор и грязь можно добраться до… сначала просто до воды с грязью, потом до чистой воды, очищенной грязью, и только немногим избранным удастся докопаться до воды живой, текущей прямо из тебя или бьющей фонтаном из твоего колодца в жизнь вечную. То есть этим предстоит заниматься всю жизнь сразу после принятия решения копать. А что можно выкопать и в чём копаться? Можно вспомнить все те свои мысли и слова, кому-то сказанные когда-то где-то, которые забыть не получается, все свои незабвенные действия и никудышные дела. Попробовать рассортировать их на злые, добрые и никакушные и устроить самосуд на собой, сделав выводы и приняв решения обновляться на будущее… Попытаться во всём этом найти Бога. Установить каким ты был, как изменялся и кто ты есть на самом деле ныне, что от тебя ожидал Господь и как у тебя получилось соответствовать Его ожиданиям.
Какова цель копания? - Познать себя в себе, Бога внутри себя, отношения себя с Богом и самого с собой. Познание через общение. Это труд над собой.
Что можно выкопать? - Мысли, веяния Духа и Его зов, призывы, эмоции души, голос крови и голос плоти, голос своих костей и своей кожи, голос своего организма и своего тела в целом, умение слушать и слышать самого себя и Господа. Создавать представления о самом себе и своём Боге. Бог один на всех одинаковый и свой у каждого неодинаковый. Этому можно учиться, учиться и ещё раз учиться всю жизнь... и дураком помрёшь. Никто тебя такого как ты сам себя раскопал не увидит и не узнает. Никто, кроме тебя самого и твоего Бога. Задавать самому себе вопросы и самого себя ставить под вопрос. Ставить под сомнение свою честность, искренность, порядочность, правдивость, доброту, хорошесть в Божественном понимании смысла слова "хорошо", то есть красоту всех составных частей человека (духа, ума, умений, души, тела) гармоничность в целом, как личности в теле. Возможно, это и есть то умное делание, тот молитвенный подвиг и труд, о котором говорят церковники и монахи, труд обретения Святого Духа, почивающего в тебе, пока ты до Него не докопался, и готовый открывать тебе Свои тайны через общение с тобой после того, как ты Его откопал. Почему-то вспомнил знаменитое недоумение Саида: "Зачем откопал?! Джавдед покоя не даст" — И ответ Сухова: "Мёртвому, конечно, спокойней, но уж больно скучно". В случае самокопания, это разговор самого с собой. Парадокс в том, что мы сами себя закапываем, откапываем, и сами себе роем яму, наивно полагая, что роем её другому. В чём прелесть хорошо одетой женщины? — В том, что твои представления о том, что под одеждой всегда идеальней, чем то, что под ней есть на самом деле. Кому охота представлять безобразное или пошло обыденное, вместо вдохновляюще прекрасного... 🤣😇 Но, чтобы познать истину, надо обнажить суть, иного пути нам Бог не дал.
Люди делают злые и добрые дела. Откуда возникает умысел сделать кому-то не радость, называемую добром, а гадость, именуемую злом? Сколько я не копался в своей остаточной памяти так и не смог вспомнить случая, чтобы я ложился спать или проснулся с умыслом кому-то сделать зло. Уклониться от зла, направленного на меня, такое желание было всегда, я даже долгое время путал его с трусостью. Мол, не говорю гордо: "Рыжие собаки, я принимаю бой!", а пытаюсь уклониться, нимало стараясь не дать повода для обвинения в трусости. Если и возникало желание кому-то сделать гадость, то как ответная реакция, что-то типа «праведной» мести. В основном причиной была боязнь показаться смешным, слабым, глупым, немощным... Потому и сказано многократно Господом: "Не бойтесь".
Соперничество, желание быть первым с спорте, в учёбе, в КВНе, в науке - везде, особенно среди ближних, иногда и среди дальних, и вот, чтобы все восхищались... Всегда давать сдачи. Победить. Победителей же не судят. Побеждённого унизить поражением. В КВНе высмеять, невзирая на лица, оправдывая себя тем, что высмеянные заранее знали на что шли... как на войне, либо ты, либо тебя. В науке критиковать оппонента, показывая своё, якобы, превосходство в уме, а его выставив дурнем... В суде доказывать, что представители противной стороны или корыстные жулики-обманщики, или дураки, или и то и другое вместе... А самого себя возомнить Д`Артаньяном в белом плаще на белом коне… И так везде... Даже среди друзей хотелось и порой и сейчас хочется быть самым остроумным, самым добрым, самым честным... Дух соперничества - есть дух зла и злобы. Даже термин придумали конкурентофилы- спортивная злость, подразумевая, что есть хорошая, добрая злость, и плохая, злая злость... А конкуренцию объявили главным благом для развития и совершенствования каждого в отдельности и всего мира в совокупности. Оттого и весь совокупленный мир лежит во зле. Я раньше сам себя считал довольно добрым, достаточно порядочным и почти честным, то есть скорее хорошим, чем плохим человеком. И многие ближние говорили мне в лицо, что я радостный добряк и добродушный весельчак... Это они про мои мысли и хотелки не знают, по словам и делам судят... О моих мыслях и хотелках кто знает, кроме меня? - Бог и сатана? - или только Бог? Хорошо и просто было Адаму. Он и для Бога, и для жены был один, единственный и лучший. То же и Ева - единственная и найкращая. Соперничать друг с другом не получалось и не получилось, ибо Бог их создал как одно существо, а разделив его на мужа и жену, сразу же им объявил, что они двое - одно. То же и Бог. Один, един и единственный и триждысамыйсамыйсамый во всех отношениях. Казалось бы, в наличии полное отсутствие конкуренции по причине невозможности, но, раз нельзя соперничать друг с другом, то Адам с Евой решили посоревноваться с Богом. Или как иначе трактовать примитивный развод змея на то, чтобы так легко с одного надкуса вдруг не быть и сразу стать Богом?! Организатор всех соревнований - сатана в лице змея. Бог оставил всё как получилось, означает ли это, что без конкуренции никак? Конкуренция - жизнь, её отсутствие - смерть? Вроде наоборот же ж? Плоды рождает сотрудничество или конкуренция? Конкуренция уничтожает плоды конкурента. Твое дело, порученное тебе Богом, это то дело, когда только ты сам себе конкурент, других нет или они на порядок слабее? Зло рождается от желания быть самым добрым, самым святым, самым первым, самым лучшим... Одним единственным... То есть быть Богом. Но Бог и создал человека по Своему образу и подобию. Следовательно, так было Им задумано изначально. Зло преобразуется и преображается в добро, и наоборот. Кто ты есть и кем ты хочешь стать? Что ты хочешь сделать для Бога, для себя, для своих ближних? Разговор самого с собой, когда ты сам себе не врёшь, тогда ты говоришь с Богом, который в тебе, а если сам себя обманываешь, то ты говоришь с сатаной, который тоже в тебе. Кто в глубине, а кто на поверхности? Очевидно для меня, что до сатаны копать не надо, он на поверхности. А чтобы до Бога докопаться, тут много надобно труда. Я сколько себя помню хотел всегда получать удовольствие сам и доставлять его ближним, оставаясь самим собой. Всегда воспринимал любые попытки других меня переделать под свои представления обо мне, как зло умышленное или зло от недоумия. Всегда воспринимал навязанное общение и попытки выяснять отношения кто прав, а кто виноват, и кто за кого, как бесполезное зло. Уклонение от зла всегда добро или к добру. Так вечные претензии родителей ко мне привели к тому, что я сбежал куда глаза глядят в чём был, бросив всё им... А глаза, как оказалось, глядели из Сочи в Москву, и только в Москве обрёл и свободу духа, и настоящую радость общения и труда... Убегая от зла прибежал к добру... Пока я не смог полностью избавиться от желания быть первым, от нежелания быть последним, от сравнения себя с другими в свою пользу... Я ещё со времен десятого класса физматшколы понял, что, в области математики и физики, я не самый способный и много общался с людьми, которые быстрее меня и глубже меня понимали разные понятия и явления, относящиеся к предметам познания этими науками... Когда я изучал философию и теорию познания, то встречал таких превосходящих меня людей в этих науках... Но...их единицы, а остальное множество, как мне казалось в молодости, превосходил я. И сейчас, после многого времени, посвященного изучению Библии и Богопознанию, продолжаю так думать... И мне представляется, что думать иначе, считать себя последним, самым недостойным, самым грешным и таки далее, иначе говоря, сатаной, это то же самое, что считать себя первым, самым совершенным, самым святым, иначе говоря Богом. Человек - не Бог, и не сатана в чистом виде. В нём живут и Бог, и сатана, которые спорят о нём, как об Иове многострадальном. Человек создан Богом по образу и подобию Своему, то есть является некоторым приближением к Богу, но стать Богом истинным ему мешает живущий в нём сатана. И есть люди, в которых сатаны больше, чем Бога. По крайней мере мне так кажется. Это соотношение Бога и сатаны в человеке постоянно меняется. Человек мечется между Богом и сатаной. Эти метания называются блуд и в духовном, и в душевном, и в плотском смыслах этого слова. Чтобы успокоиться надо рыть колодец от сатаны к Богу. Авраам прав. Построил дом, родил сына, выкопал колодезь и насадил вокруг него рощу «и призвал там имя Господа, Бога вечного». В том колодце вода – Живая, ибо жив Господь!!!