Перед нами неприметная на вид тетрадка, которая, на самом деле, является важным историческим источником. Это книга приказов Малаховской средней школы за 1941-44 годы. Она проливает свет на школьную жизнь военного лихолетья.
Война. Дети как дети, они так же, как и во все времена, сбегали с уроков, опаздывали, разбивали окна, бегали по коридорам , некоторые из них учились из ряда вон плохо и пробовали курить. Но чем отличалась то детство от сегодняшнего? Какие выводы можно сделать, изучив приказы директоров школы (во время войны школу возглавляли Ледников П.Г. и Вилкова Ф.К.) ?
Не все дети могли посещать даже начальную школу. Декабрьская проверка 1943 года выявила, что среди учащихся 1-4 классов, проживавших на территории Малахово, 6 человек вынуждены оставаться дома по банальной причине того времени - отсутствие обуви. Учителя данных классов должны были организовать обучение этих детей на дому, посещая их два раза в неделю. Домашнее обучение продолжалось до момента приобретения обуви родителями или до оказания материальной помощи колхозом или государством.
Работа детей в колхозе во время войны - не только их патриотический порыв, это их обязанность, учащиеся мобилизовались приказом Крайисполкома или Косихинского РОНО. Всё чётко контролировалось, сколько детей, из каких классов прогуляли сельхозработы. Дети, которые не вышли на работу в поле, могли получить строгий выговор, а за многоразовые неявки без уважительной причины исключались из школы. И возраст не имел значения. Классные руководители несли также ответственность за пропуски детей.
В военном кабинете, ночью, ставился караул из состава учащихся 8-10 классов. Часовые не имели права спать на посту, а если проверка обнаруживала данный факт, следовало взыскание. Все учащиеся должны были сдать нормы ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона)
Дети, которые отличились в учёбе, военно-физической подготовке, труде, отмечались на линейках, педсоветах, а их родителям, находящимся на фронте, отправлялись письма с благодарностью и рассказом об успехах детей. Имело место быть и материальное поощрение. По итогам 1943-44 учебного года 3 ученицы получили премии:
- Рябова Галина - 100 рублей (председатель Учкома, оказывала активную помощь педколлективу во всей школьной работе)
- Давидгон Татьяна - 100 рублей (заместитель председателя учкома, активистка)
- Колотова Мария - шаль (отличница на протяжении 5 лет, редактор стенгазеты)
Но, несмотря на войну, каждый год малаховские дети видели новогоднюю ёлку, не прекращали свою работу кружки: драматический, хоровой, домоводство и рукоделие, юннаты; работали общественные организации: МОПР (Международная организация помощи борцам революции), ОСО (Общество содействия обороне), систематически выпускалась стенгазета и проходили смотры художественной самодеятельности.
А в январе 1944 года малаховские ребятишки, так же как все советские школьники , увидели в своих тетрадках и дневниках первые "цифровые" отметки: "5", "4", "3", "2" и даже "1". До этого момента в школах была принята другая система оценивания - "словесная". За ответы, письменные работы, а также за четверть и год дети получали "отлично", "хорошо", "посредственно", плохо" и "очень плохо".