История, о которой я хочу рассказать, произошла в далеком 1961-ом году. Это событие вызвало интерес во всем мире, за исключением СССР. Причина умолчания не ясна. Была небольшая заметка в газете «Правда» и только. (А было, чем гордиться за страну). Это история моего замечательного друга Геннадия Попова. Его почитателями были: Юрий Гагарин, Ролан Быков, Павел Кадочников, выдающийся боксер Виктор Агеев и еще десятки великих людей его поколения. Все записано со слов Геннадия Попова без литературных интерпретаций, за исключением логических умозаключений автора. Моя задача напомнить людям моего поколения о духовной атмосфере, масштабе личностей, живших в то время, а молодежи приоткрыть страничку из «шестидесятых» и описать, по возможности, атмосферу той эпохи. Но, далее, по порядку…
Посвящается моему другу Геннадию Попову
На амплитуде.
Здание аэропорта в Мельбурне. Группа советских артистов Московского мюзик-холла отлетает после гастролей в Канаде на родину. Рядом с группой большая гора ручной клади. К ним приближаются несколько элегантно одетых мужчин манерами напоминающих дипломатов. Это носильщики. Все с нетерпением ждут привычного аттракциона, наблюдая за двумя большими чемоданами. К ним, ничего не подозревая, подходит один из «дипломатов». У него два еле заметных крючка; один впереди, другой сзади. Ловким движением иллюзиониста «дипломат» цепляет крючки за ручки чемоданов, легко, по-спортивному, пытается встать с ними и, не сдвинув с места, распластывается на полу. «О - ля - ля!», - восклицает он и, сделав хорошую мину при плохой игре, тут же исчезает. Через минуту он подъезжает на автокаре, на который, с другим «дипломатом», с трудом, грузят эти чемоданы. В них реквизит. В том числе две двухпудовые гири.
По трапу огромного лайнера «Air Canada» поднимаются пассажиры. Среди них наш герой Геннадий Попов-артист цирка на эстраде, два года назад впервые выехавший за границу с оригинальным номером на эстраде. Чемодан с реквизитом принадлежал ему. Сейчас Геннадий возвращался на родину, в Москву, после двухлетних гастролей по десяткам стран мира, звездой мировой величины... Привыкший к сервису, спокойно разыскал свое кресло, удобно уселся и полностью расслабился. Он не разделял суеты и возбуждения окружающих. Чувства, владевшие им, были другого свойства. Такое испытывает человек проделавший трудную и долгую работу, принесшую ему не только благополучие и удовлетворение, но и преобразивший его самого. Впереди, через несколько часов полета, Москва, откуда он вылетал два года назад милым Гешей Поповым, а возвращается мсье Поповым, национальным героем. Гена пытается сохранить нахлынувшие на него ощущения. Смакует малейшие подробности последних двух прожитых лет. Летал с континента на континент из одной программы в другую. И везде был «гвоздём» программы, шел красной строкой. Количество автографов, розданных им, можно сравнить только с количеством автографов, розданных кинозвездой первой величины. Везде восторженные улыбки, восхищение…
И сейчас, когда равномерно загудели турбины лайнера и, это однообразие шума стало немного усыплять, Гена, как во сне, стал с нежностью вспоминать свою прежнюю жизнь, до поездки. Детство. Сирота. Война. Детдом. Трудовая колония. Увлечение спортом. Опьянение цирком. Цирковое училище. Поиск своего номера. И, наконец, он артист цирка и эстрады с двумя великолепными номерами. Зрителей поражала его невероятная сила, когда он на парад-алле шел впереди участников представления и на вытянутой руке нес двухпудовую гирю. Но настоящую, всемирную славу ему принес случай.
В то время он работал в Париже, в концертном зале «Олимпия». За кулисами Гена готовил реквизит для своего номера. Номер был колоссальной сложности, требующий сочетания невероятных качеств: силы тяжелоатлета и ловкости акробата и эквилибриста. На длинный шест, поставленный на столе, он подтягивался на правой руке, держа при этом в левой двухпудовую гирю. Выходил на стойку на одной руке, балансируя равновесие гирей. Все это ошеломляло зрителя, казалось невероятным, но факт.
К Гене подошёл элегантный человек и что-то спросил. Он, пока ещё не очень бегло разговаривавший по-французски, понял, что его спрашивают: может ли он что-то сделать или нет? Выход его был уже объявлен и, чтобы отвязаться от назойливого посетителя, ответил утвердительно, не понимая какой приговор мог себе подписать.
Утро. Стук в дверь номера в гостинице. На пороге вчерашний француз в окружении большой группы людей и переводчика. Выясняется, что Гена, сам того не подозревая, дал согласие выполнить стойку на руках на верхней площадке Эйфелевой башни. Десятки смельчаков, профессиональных акробатов и гимнастов пытались покорить пик башни, но все попытки кончались трагически. И сейчас, ровно неделю назад, в газетах было сообщение о гибели итальянского гимнаста, попытавшегося выполнить стойку на руках на первой, самой низкой, площадке башни. Сложность выполнения этого смертельного номера заключалась не только в огромной высоте и страшном ветре, царившем на этих высотах. Амплитуда колебаний её пика 12 метров. Башня раскачивается как маятник и в крайних точках колебания, по инерции, сбрасывает рискнувших покорить её неприступность. Складывалась драматическая ситуация. Гена обращается к руководителям нашего мюзик-холла. Случай экстраординарный. Никто не может взять на себя ответственность. Как поступить? Срочный звонок в Москву, но, по закону подлости, день воскресный и никого, кто бы мог дать соответствующие распоряжения в данной ситуации, не оказалось на месте. Время не ждёт! Корреспонденты и официальные лица напоминают, что минута восхождения на эшафот, либо «на Олимп», приближается! Как же должен поступить в данной ситуации представитель одной из величайших стран мира, в минуту, когда мир ждал от него ответа? И вот, во второй раз, но уже с полной ответственностью за свои слова, Гена говорит: «Да!» … Вереница машин медленно пробирается сквозь многотысячную толпу около Эйфелевой башни. В головной из них, в кадиллаке, сидит Гена. Первый лифт, в который вмещается несколько десятков человек, останавливается на смотровой площадке на высоте 100 метров. На площадке, которую неделю назад пытался покорить итальянский гимнаст. Гена с легкостью вскакивает на барьер и долго держит стойку. Следующий лифт, уже с десятком человек, останавливается на двухсотметровой высоте и всё повторяется с точностью, как и на первой площадке. И вот наступает самый ответственный момент! Последний лифт с трудом вмещает только троих. Гена входит в него с двумя фотокорреспондентами, мужчиной и женщиной, которые должны документально подтвердить его трюк, его невероятный поступок! Ощущение опустошённости и страшного одиночества навалилось на него. Рядом нет соотечественников. Он не может ощутить их плеча, их поддержки. Гена запрещает себе думать о предстоящем…Только не думать!.. И попытаться сохранить спокойствие! Двери лифта, напоминающие врата ада, распахиваются. Маленькая площадка окружена небольшим барьером. Страшно завывающий ветер. Без паузы, чтобы не позволить возникнуть колебаниям, Гена взлетает на барьер! Женщина-корреспондент падает плашмя на пол площадки и с ужасом сжимает голову руками. Мужчина лихорадочно щёлкает спуском фотоаппарата. Гена на пределе сил сопротивляется мощному напору ветра, готовому скинуть его в бездну. И вот приближение самого критического момента - когда башня зафиксирует крайнюю точку колебания и начнёт двигаться в обратном направлении. И здесь срабатывает его большой опыт эквилибриста. Он интуитивно переходит на стойку с одной руки на другую и выдерживает баланс... Башня ПОКОРЕНА!!! Являясь творением человеческого гения, она стала частью природы, которую человек покорил вторично. (Это было в шестидесятые годы прошлого столетия).
Около часа кадиллак, в котором находился Гена, не мог пробраться через обезумевшую от восторга толпу. Сотни полицейских были беспомощны, не могли обеспечить свободный коридор для выезда машины…. Французское правительство наградило Геннадия Попова орденом сплошь усеянным драгоценными камнями. Он удостоен звания Почетного гражданина Парижа. Была также выделена крупная сумма денег, которую Гена перевёл в фонд Всемирного Фестиваля Молодёжи в Берлине. Это «восхождение на Олимп» самое большое событие в его жизни. Но впереди ждали не менее яркие приключения… Продолжение следует…