Апостол Павел – самый активный проповедник Христа. Из 27 книг Нового завета им написано 14 (а может и больше, ряд были утеряны) .
В чем особенность посланий святого апостола Павла?
В самой личности апостола, который был муж богословски образованный, жил праведной жизнью, был лично преображен Христом из фарисея в христианина.
Как проповедник он пользовался большим уважением.
Жанр посланий был избран им как наиболее сильно влияющим на слушавшую его аудиторию. Его послания переписывались от руки, распространялись, читались в первых церквях. Павел не ставил целью систематизацию учения Христа. Его послания были ответами на насущные христианские вопросы его времени.
Как и все первые христиане, апостол Павел предполагал, что совсем скоро, еще при их жизни, произойдет Второе пришествие Христа. Поэтому, не книги надо писать о Нем, а надо жить так, чтобы быть готовым к скорой встрече с Ним.
В каждом послании, после приветствий и славословий, апостол Павел говорит сначала о вещах богословских, Небесных, а потом переходит к нравственно-этическим, прикладным, вещам. Тем самым им увязываются Небесные, Божественные истины с реальной жизнью, с духовно правильным поведением людей.
Расположение посланий апостола Павла.
Стоит отметить, что канонические послания апостола Павла, расположены в Новом Завете, в книге Апостол, не в хронологическом порядке, а по богословской и нравственной значимости.
Если его послания были бы расположены хронологически, то первым должно было бы идти 1 послание к Фессалоникийцам. Но послания апостола Павла начинается с более сильного в богословском и нравственном плане – Послания к Римлянам.
4 основные темы его посланий.
- О спасении (тема о спасении называется сотериологической). К этой теме относятся два послания апостола: Римлянам, Галатам.
- О Христе (эту тему именуют христологической; для полноты понимания ее, имеет смысл прочитать, дополнительно, работы преп. Максима Исповедника, который считается одним из лучших христологов). К этой теме относятся следующие послания святого апостола Павла: Ефесянам, Колоссянам, Евреям (большинство богословов считают, что это послание написано не Павлом, но не отрицают силы и важности его), Филимону, Филиппийцам.
Особенность понимания Христа апостолом Павлом. Он еще не рассуждает о Христе в догмате Троицы, но считает Его Предвечным Богом, смирившимся до человека во имя спасения людей. Через Христа дается человеку благодать. Что это такое апостол Павел знает на опыте своего внутреннего преображения. Этим и ценны его христологические послания: о преображении Христом говорит человек, сам преображенный Им.
- О Церкви (эту тему именуют экклезиологической, где экклезия - общественное собрание). Эту тему освещают 1 и 2 Послания к Коринфянам. Этих посланий было больше, как минимум на три, но не все из них сохранились и вошли в канон Нового завета.
- Для священников (пастырские послания). К ним относят: 1 и 2 послания к Тимофею, к Титу.
- О последних временах и втором пришествии Христа (эту тему именуют эсхатологической ). Этой теме посвящены 1 и 2 послания к Фессалоникийцам. Апостол призывает в этом послании держаться Божьего и жить своим трудом. Известная фраза апостола Павла «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10) выражает тот полезный нравственный принцип, которому следовал и сам апостол. Зарабатывал он себе на хлеб шитьем и продажей палаток.