На заключительном этапе Второй мировой войны в Европе немцы провели несколько операций по эвакуации мирных жителей и войск из Восточной Пруссии и прилегающих территорий. В их ходе было потоплено множество кораблей, на которых находились тысячи беженцев. Одной из таких единиц был «М. В. Гойя», потопленный 16 апреля 1945 года.
Грузовое судно "Гоя" было построено на норвежской верфи Akers Mekaniske Verksted в 1940 году. После немецкой оккупации страны недостроенный корабль был передан во вспомогательное подразделение Кригсмарине. На момент ввода в строй он имел длину 146 м и водоизмещение 5230 брт., был оснащен дизельным двигателем мощностью 7600 л.с. и развивал максимальную скорость 18 узлов.
До 1943 года использовался для транспортных задач, в основном для эксплуатации подводных лодок. Затем он был преобразован в базовый корабль, а затем в корабль-мишень для 24-й флотилии подводных лодок. Одновременно с ухудшением обстановки на Восточном фронте немцы решили вернуть «Гойю» в строй в качестве транспортного корабля.
В апреле 1945 года в рамках операции «Ганнибал» М. В. Гойя должен был вывезти солдат и мирных жителей из района Три-Сити в Германию. Корабль вышел в море 16 апреля 1945 года, и на борту находилось около 7000 пассажиров, хотя по проекту он мог принять только 850. Большую часть пассажиров составляли гражданские лица, но из-за присутствия военных, "Гоя" рассматривался как типичный военно-транспортный корабль.
Примерно через 4 часа после выхода в море конвой, в состав которого входили корабль, два тральщика — М-256 и М-328, а также буксир «Эгир» и транспортное судно «Кроненфельс», был замечен советским подводным минным оператором Л-3. под командованием Владимира Коновалова. Хотя теоретически "Гоя" был быстрее подводной лодки, конвой двигался очень медленно из-за проблем с двигателем.
За четыре минуты до полуночи советский командующий приказал произвести по конвою полный носовой залп из 4 торпед. Две из них попали в «Гойя» — один в мидель, а другой в корму. Корабль взорвался и уже через 4 минуты затонул. Из-за силы взрыва, отсутствия спасательных шлюпок и другого оборудования, полезного на случай затопления, погибло большинство пассажиров.
Источники расходятся во мнениях о количестве жертв - оно оценивается в более чем 6000, до 7200 человек. По разным данным, было спасено всего 182 человека, из которых 9 впоследствии скончались. Однако источники расходятся во мнениях и часто называют совсем другие цифры — обычно меньшие.
Потопление "Гоя" было, вероятно, вторым по величине кораблекрушением в истории после крушения "Вильгельма Густлоффа". Обломки транспортного корабля, место положения которых было хорошо известно и отмечено на картах, официально признаны лишь 26 августа 2002 года. Они находятся на глубине 76 метров, и объявлены воинской могилой.
__________________________________________
Если понравилась статья, поддержите канал подпиской, а также приглашаю в другие свои блоги:
ПОГНАЛИ С НАМИ - Канал об удивительных местах, достопримечательностях, дворцах, замках и многом другом
ОБО ВСЁМ ПО-НЕМНОГУ - канал фактами, подборками и удивительными историями