Насколько обескураживающим было начало поездки в Боровичи, настолько же вдохновляющим стало ее продолжение. Забегая вперед, скажу, что в этом маленьком приключении прекрасно было всё: город, загадочное место под названием «Мост» и, конечно же, сам концерт Петра Налича, на который мы так стремились через леса, веси, холмы и долы.
С самого первого анонса этот концерт стал загадкой: всех желающих насладиться волшебным голосом Петра Налича приглашали... на мост! И располагался этот мост в какой-то незнакомой местности, вдали от шумных магистралей и мегаполисов. Но кто их там знает? Воображению рисовалось нечто фантастическое, эдакое чудо инженерной мысли, совмещающее в себе современность и мотивы садов Семирамиды. И где-то прямо на этом мосту располагалась уютная сцена, стояли столики, а взыскательная, но благодарная публика исследовала все виды пищи, в смысле как гастрономическую, так и культурную. В реальности всё выглядело не совсем так, как в воображении, но по сути отличалось не сильно.
Уже по пути к Боровичам стало заметно, что жизнь здесь есть: дорога пролегала среди лесов, что несколько контрастирует с заселенностью Подмосковья, но уже «на подступах» стали попадаться довольно крупные предприятия, явно в работающем состоянии. Кстати, потом выяснилось, что развивающие мягкие игрушки «Мякиши» изготавливают именно здесь – это детище местного бизнесмена. Боровичи – городок небольшой, всего порядка 50 тыс. жителей, но с большой историей: первое упоминание Боровицкого погоста относится к 1495 году, а два древнеславянких городища находятся фактически в черте города. Боровичи стоят на реке Мсте, и недалеко находятся Боровицкие пороги, с древних времен создававшие серьезные помехи судоходству. Река в Боровичах действительно имеет «полугорный» вид, ее стремительное течение заметно сразу. Неудивительно, что лоцманское дело было одним из главных занятий местных жителей.
Вообще природный пейзаж Боровичей очень живописен. Холмы, леса, речная долина, темные чистые воды Мсты... Ощущение одновременно пасторальности, заповедности и курортности. Ну и пороги, понятно, влекут – подозреваю, что разные байдарочники и сплавщики едут к ним через Боровичи.
Погода выдалась «на контрастах»: ливни сменялись жарким солнцем, так что в итоге удалось и пробежаться по улицам, и скрываться в местных кафе. Приятно впечатлили и те, и другие. Провинциальность городка не выглядела заброшенностью – скорее милой уютностью откуда-то из детства. При этом активное благоустройство на набережной и свежеотремонтированный вид центральных улиц явно намекали на то, что здесь ценят туристический потенциал места. Городок по архитектуре выглядит очень цельно, по крайней мере нам нарушающие гармонию инородные вкрапления как-то не попадались.
Итак, Мост. Оказалось, мост отдельно, ресторан отдельно и даже не на набережной. Но местные масштабы таковы, что считай на ней. Мост Белелюбского – памятник не только местного, но и всероссийского значения: ведь это первый у нас в стране арочный мост, в котором пролет подвешен на арке (такой тип моста называется «с ездой понизу», поскольку несущие элементы находятся выше уровня пролета). Спроектировал этот мост профессор Петербургского института путей сообщения Н.А.Белелюбский, а построен он в 1901-1905 году. Сейчас мост Белелюбского пешеходный, но раньше по нему ходил всевозможный автотранспорт.
А ресторан «Мост», представляющий собой заодно концертную площадку, расположился в ухоженном старинном особнячке. Тут же соседствует ресторан «Антонио» (как нам объяснили, назван в честь некого итальянского друга) – в суматохе мне иногда трудно было отследить, в каком именно из этих дружественных заведений нахожусь. Собственно, концертный зал, точнее, зальчик, который в итоге был забит зрителями до отказа (зрители сидели даже на подоконниках), располагался в одной из комнат особняка, с большими окнами, из которых открывался вид на ближайшие достопримечательности – тоже неожиданный бонус. Чем еще впечатлило место – какой-то европейскостью в сочетании с радушием и заботливостью.
Ну и сам концерт. Программу по нынешним временам можно назвать «стандартной» – романсы и иже с ними. И не сказать, чтобы были какие-то неожиданности, вроде очень давно не игравшихся песен или премьер. И костяк, и даже порядок песен вполне уже устоявшийся. Но по впечатлениям – что-то невероятное.
Ну, начать с того, что в составе «трио» на этот раз (впервые!) был Геннадий Лаврентьев. Он просто изумительный. Его игра какая-то, я бы сказала, интеллигентная, очень сочетающаяся с музыкой Петра Налича. Ну, мы Гену реально ждали;):) Достаточно было еще в 2013 году услышать его вместе с МКПН на премии «Скрипач на крыше». Тогда Петр выступил с известной песней «Купите папиросы». Кстати, в наши дни она многим известна в дворовом варианте, но Петр и тут пошел своим путем, сделав аранжировку более в стиле ретро, ближе к музыке сестер Берри, но в своей характерной благородной несколько сдержанной манере. И очень украсила это выступление скрипка Гены Лаврентьева.
Так вот, как оказалось, не только скрипка! Геннадий – мультиинструменталист, он играет даже на индийских барабанах табла.
А еще он пишет музыку, в том числе к фильмам, и участвует в РАМТовском спектакле «Алые паруса» (снова РАМТ!..).
В Боровичи Гена привез скрипку и две гитары, а к ним – массу приспособлений, благодаря которым гитары то вдруг пели как киты, то принимались говорить человеческими голосами.
На сцене Геннадий стоит слева от Петра, а справа – бас-гитарист Сергей Сокулер, сотрудничающий с Петром еще с «Северной Одиссеи» (то есть с 2015 года).
Час сорок пролетели как-то очень быстро. Это всегда для меня загадка – почему время на концертах то пролетает мгновенно и легко, словно на крыльях птицы, то становится вязким, как земная мантия, в нем тонешь, словно проваливаешься в омут этого голоса и завораживающей музыки. Правда, к концу в обоих случаях может оказаться, что мне мало:) И здесь – вдруг уже «Я милого узнаю по походке», плавно перетекающая в разгульную Gipsy Cats. Мне все-таки показалось, что на этот концерт собралось много местных поклонников. Может, даже приехали откуда-нибудь. Ну то есть они программу примерно знали – но сидячие места не способствовали буйствам. Но тут, в финале, уже не выдержали – задние ряды устроили импровизированный танцпол:)
Кстати, романсы романсами, но проверка по факту показала, что в программе без малого половина песен (11 из 26) были собственные Петины. И они идеально вписались. Там ведь у Петра и блюз Fire, и самые лирические La-La и Morning Stars, и изысканная «Клумба», да еще и самый настоящий «ах-романс» «Джигит» – Налич-автор ведь тоже самый настоящий романсеро. Да и романсы перемежались с цыганскими песнями, сицилийскими...
А голос как дивно звучал... Гена Лаврентьев в своем углу в моменты, когда у него не было партии, откровенно заслушивался:) На «Ослике» или «Выхожу один я на дорогу» этот голос разворачивался до практически академических глубин и красот. А исполнение «В лунном сиянии» мне вообще показалось лучшим за всё время. Под конец организаторы концерта выпросили Gitar (к всеобщему восторгу в зале).
Провожал этот удивительный день в Боровичах в безумных красках закат. Попрощавшись с творением Белелюбского, мы отправились в обратный путь. В железнодорожном вокзале Окуловки теперь место утренних цыган заняли местные бичи. Обыденность уже посягала на сказку. Но музыка продолжала звучать в голове под ритм-секцию колес...
И как всегда – полноконцертные записи, за которые, кстати, стоит сказать отдельное спасибо самоотверженным видеооператорам.
#петр налич
#Боровичи