Найти в Дзене
Prostoeslojnoe

Кубизм и фовизм. Пикассо и Матисс

На базе выставочного комплекса Главного Штаба Эрмитажа располагается экспозиция двух значимых художника 20 века- Анри Матисса и Пабло Пикассо, одних из самых популярных представителей модернизма. В выставочном комплексе находятся несколько залов, посвященным двум мастерам, где размещены произведения из различных циклов творчества художников. Фовизм, как художественное направление, берет свое начало с выставки Осеннего салона в Париже в 1905 году, на котором художественный критик Луи Воксель критично отозвался о представленных работах, назвав их «оргией цветов», а самих живописцев окрестил «дикими зверями» (от французского «fauve»). Данное течение объединяет в себе яркие цветовые эксперименты неоимпрессионизма и попытку передачи одномоментности, что было свойственно импрессионистическим работам. Таким образом фовизм представляет собой синтез двух направлений. Помимо этого фовизму свойствены намеренное уплощение холста для создания баланса и гармонии композиции путем использования ярких

На базе выставочного комплекса Главного Штаба Эрмитажа располагается экспозиция двух значимых художника 20 века- Анри Матисса и Пабло Пикассо, одних из самых популярных представителей модернизма. В выставочном комплексе находятся несколько залов, посвященным двум мастерам, где размещены произведения из различных циклов творчества художников.

Фовизм, как художественное направление, берет свое начало с выставки Осеннего салона в Париже в 1905 году, на котором художественный критик Луи Воксель критично отозвался о представленных работах, назвав их «оргией цветов», а самих живописцев окрестил «дикими зверями» (от французского «fauve»). Данное течение объединяет в себе яркие цветовые эксперименты неоимпрессионизма и попытку передачи одномоментности, что было свойственно импрессионистическим работам. Таким образом фовизм представляет собой синтез двух направлений. Помимо этого фовизму свойствены намеренное уплощение холста для создания баланса и гармонии композиции путем использования ярких насыщенных оттенков, не встречающихся в природе, и упрощение формы. Цвет перестает иметь описательную функцию, отдаляясь к идее создания особой атмосферы внутри холста и выражению личного высказывания художника через применение цветовых приемах. Идейным вдохновителем и учителем фовистов стал Гюстав Моро.

В то время, как фовисты работают с цветом, кубисты обращают свое внимание на форму предмета и пространство. Последователи кубизма изображали мир, используя простые геометрические формы, дробя пространство сочетанием прямых и изломанных линий, оставляя цвет на втором месте. Особое внимание было уделено ракурсу изображаемого. В работах художника-кубиста можно заметит изображение с нескольких ракурсов сразу, соединенных в одном пространстве. Благодаря такому приему создается ощущение объема в условно необъемном изображении.

На примере изображения обнаженной натуры можно провести сравнительный анализ фовизма и кубизма, существовавшие приблизительно в один период времени.

Рассматривая работы Пабло Пикассо можно заметить сдержанную цветовую гамму: стальной оттенок фона и вторящая ему драпировка гармонично сочетается с приглушенным светлым колоритом тела; отрицание пропорций и неестественны разворот тела: спину модели, тонкие руки, вытянутую шею, мощный торс модели будто разворачиваются перед зрителем по круговой оси.

В то же время Анри Матисс обратил свое внимание на цветовую моделировку тела. При помощи пятен формируется очертание груди, живота, гармонично соединяясь с жирной четкой линией контура тела, выделяя его на фоне светлом солнечном фоне. Стоит отметить так же акцентное пятно в виде темно-сине зеленой драпировки.

Однако у двух разных художников все же есть нечто общее, а именно ни фовист, ни кубист не выделяют глаза модели, не акцентируют внимания зрителя на них, тем самым будто обезличивая, выдвигая телесность, а не личность на первый план