Найти тему
Максим Бутин

4301. Г. В. Ф. ГЕГЕЛЬ И В. И. УЛЬЯНОВ (Н. ЛЕНИН)...

1. Текст.

«Примечание. Движущий принцип понятия в качестве не только разрушающего, но и порождающего обособления всеобщего я называю диалектикой, следовательно, это диалектика не в том смысле, что она разрушает, запутывает, ведёт в разные стороны данные чувства и вообще предмет непосредственного сознания, положение и т. д. И ставит своей целью лишь доказать противоположное. Не этот негативный способ рассуждения, который часто встречается и у Платона, я называю диалектикой. Эта отрицательная диалектика может рассматривать как свой последний результат нечто противоположное определённому представлению, причём либо решительно, как скептицизм древних, согласно которому вывод сводился к противоречию данному представлению, либо более неопределённо, как возможность приближения к истине, — вывод современной половинчатости в мышлении. Высшая диалектика понятия состоит в том, чтобы рассматривать определение не только как предел и нечто противоположное, но породить из него позитивное содержание и позитивный результат, посредством чего она только и есть развитие и имманентное продвижение. Такая диалектика есть не внешнее деяние субъективного мышления, а собственная душа содержания, из которой органически вырастают её ветви и плоды. Мышление в качестве субъективного лишь наблюдает это развитие идеи как собственную деятельность её разума, ничего со своей стороны к нему не добавляя. Рассматривать что-либо разумно означает не привносить извне разум в этот предмет, обрабатывая его таким образом, но видеть предмет для себя разумным; здесь дух в своей свободе, высшая вершина самосознательного разума, сообщает себе действительность и порождает себя как существующий мир; дело науки только в том, чтобы осознать эту собственную работу разума предмета».

Гегель, Г. В. Ф. Философия права. Пер. Б. Г. Столпнера и М. И. Левиной. — М.: «Мысль», 1990. С. 91.

2. Г. В. Ф. Гегель, таким образом, решительно отвергает естественнонаучное понимание истины, как постепенного накопления и приближения к чему-то доброму и желанному. Принимающему это суждение Г. В. Ф. Гегеля придётся перестать поддерживать «ленинское учение о диалектике абсолютной и относительной истин», по каковому учению абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, а всякая относительная истина содержит в себе частицу истины абсолютной и является приближением к целой абсолютной истине.

У Г. В. Ф. Гегеля абсолютная идея вступает в диалектические отношения с действительностью, но она не терпит половинчатости в мышлении. Именно поэтому в действительности она манифестирует себя, манифестирует адекватно себе. А уму человеческому только и остаётся, что заметить эту манифестацию и выразить её, осознав «эту собственную работу разума предмета».

Не читайте В. И. Ульянова (Н. Ленина). Он начнёт переворачивать Г. В. Ф. Гегеля с ног на голову и заниматься множеством других невпечатляющих извращений. А усвятские, сибирские или симбирские шлемоносцы никогда не станут генерал-фельдмаршалами, какие бы шлемы они на себя не нацепляли.

2020.04.06.