Найти тему
ckunnu magazine

"Самое основное – Бог есть любовь"

Отец Петрос Есаян на Байкале
Отец Петрос Есаян на Байкале

В июне 2022 года в город Иркутск в Приход Непорочного Сердца Божьей Матери приезжал настоятель армянского католического храма в Москве - Отец Петрос Есаян. Впервые в Иркутске Отец Петрос провел мессу для армяно-католиков на армянском языке. Он посетил Байкал, познакомился с прихожанами и дал небольшое интервью. В нем он рассказал о своем пути католика, поделился тем, что все-таки значит быть священником и дал ответы на все самые актуальные вопросы, которыми задавались как верующие люди, так и атеисты.

— В каком храме на данный момент Вы являетесь настоятелем?

На данный момент я являюсь настоятелем в католическом храме для армян-католиков в Москве, викарием архиепископа для всей России и Беларуси. Также я ответственный за армян-католиков в России.

Как Вы стали католиком?

Я стал католиком в детстве. Когда мне было 11 лет я попал в католическую Церковь для катехизации из-за розария. Мне нравился розарий. Я хотел прийти, потому что мне нравились восточные четки. Я ради розария пришел, чтобы переделать на четки, но Божья Матерь, видно, меня на это купила. Я пришел и остался. Сразу стал служить, потом крестился и с 1991 года Церковь никогда не оставлял. Был в алтаре министрантом, а потом пошел на священника.

— Почему Вы стали священником?

Я не могу так сказать. Это случилась какая-то внутренняя любовь: к Церкви, к священству, к алтарю. Она образовалась благодаря, конечно же, священникам и монахиням, служащих в приходе. Когда-то монахиня на катехизации, объясняя нам Таинства Церкви, спросила: «А кто хочет быть священником из ребят?». Я сказал: «Я!». Вот сказал, и действительно горело сердце. Призвание – это такая вещь, которая зажигает огонь в твоей душе, а все остальное меркнет.

Отец Петрос Есаян служит мессу в Приходе Непорочного Сердца Божьей Матери г. Иркутск
Отец Петрос Есаян служит мессу в Приходе Непорочного Сердца Божьей Матери г. Иркутск

— Как родители отнеслись к Вашему выбору?

Хорошо. Я их с детства к этому приучил. С 11 лет их готовил. Поэтому в 16 лет уже сразу после школы мог идти обучаться.

— Как Вы считаете, священник – это работа?

Нет. Священник – это призвание. Это твоя жизнь. Работа – это ты пошел отработал, ушел и у тебя твоя жизнь. Священник ты всегда. 24 часа в сутки. Я бы сказал это способ твоей жизни. Я могу уехать в отпуск, например, но никогда не беру отпуск от священства. Ты всегда священник. Служба, молитвы за народ, какая-то личная дисциплина в молитве, в поведении – это всегда. Ты не бываешь не священником ни минуты. Поэтому нет.

— Что для Вас самое приятное в Вашем деле?

— Наверное, работа с людьми. Когда я вижу, что для кого-то Господь открывает души и когда ты понимаешь, что ты сыграл какую-то роль в их жизни. Что-то ты сделал хорошее. Человек приблизился к Господу Богу. Будь это, например, в исповеди. Это наполняет таким счастьем, такой радостью, когда через тебя Господь раздает свою благодать, свое милосердие людям. Это самая большая радость.

— А что самое тяжелое?

— Тоже люди. Потому что общение и работа с людьми – это сложно. Могут возникнуть какие-то непонимания или проблемы. Я, может быть, что-то не так скажу и потом переживаю об этом. И ответственность. Бремя ответственности – самое тяжелое.

Отец Петрос Есаян с прихожанами Прихода Непорочного Сердца Божьей Матери г.Иркутск
Отец Петрос Есаян с прихожанами Прихода Непорочного Сердца Божьей Матери г.Иркутск

— Какая цитата из Евангелие больше всего Вам близка?

17 глава от Иоанна. Это архиерейская молитва Христа. Священническая молитва Христа. «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.» (Иоанн 17:24). Самое основное – Бог есть любовь. Для меня 17 глава Иоанна по-особому важна. Я думаю, что это в целом сжатое изложение всего Евангелие.

— Как верующему человеку справляться в те моменты, когда он начинает сомневаться в Боге?

— Бежать к Богу. Идти в Церковь, спрашивать священника, задавать вопросы и молиться о том, чтобы Господь дал ему укрепление веры. В Евангелии мы можем увидеть, как отец просил исцелить ребенка эпилептика, он говорит Иисусу: «Господи! Если можешь, пожалуйста, исцели его!». Господь отвечает: «Все возможно верующему». И тогда этот человек говорит: «Господи, верую! Помоги неверию моему.» То есть, мы веруем, но нуждаемся в укреплении. Надо просить об этом Бога. Если ты оставишь Церковь, то вне Церкви укрепления не жди.

— Сталкивались ли Вы сами с таким?

— Нет. У меня пока кризиса веры не было. Я всегда прошу только о понимании чего-то нового. Пока Господь миловал, и у меня никогда не было проблем с верой.

— Когда в мире происходит что-то плохое, то неверующие люди очень часто говорят такую фразу: «Где был ваш Бог в этот момент?». Как правильно отвечать на такое?

На эту фразу очень просто ответить. Бог создал все и дал человеку свободу. Если Господь должен защитить от чего-то, то порой Он это делает. Но если ждать чуда каждую секунду, если Господь будет вмешиваться и предотвращать что-то постоянно, то это будет означать, что Господь отбирает нашу свободу, которую Он нам дал. А свобода предполагает, что я могу делать глупости и, конечно, от моей глупости страдают другие, потому что мы все взаимосвязаны. Это последствия свободы, которую нам дал Бог. А без свободы нет любви. А Бог есть любовь. Он ожидает от нас добровольного выбора и роста в этом благом, что мы выбираем. То, что происходят несчастья – это всегда следствие выбора человека.

— Как Вы считаете, можно ли быть истинно верующим, но при этом не посещать Церковь?

Нет. Это невозможно. Во-первых, Церковь – это не только храм, но и община верующих. Христианином человек становится в Церкви. Мы крестимся в Церкви. Я не говорю про здание, я говорю про общину. Эта община нас принимает. Эта община – естественная среда нашего духовного роста. Это мать, которая нас кормит. Без общения со Словом Божьим, без Таинств Церкви, без исповеди, причастия, Христос себя нам дает в Святом причастии физически – если человек не общается, то в нем нет уже духовной жизни. Во-вторых, без общения с Церковью, без жизни внутри в Церкви – у человека нет зеркала, чтобы сравнить во что и в кого он верит. Его верой становятся его иллюзии о Боге. Это иллюзия. Это не истинный Бог, которому он поклоняется. Потому что Христос сказал апостолам: «Кто слушает Вас, Меня слушает…». Это Господь создал Церковь, как свою возлюбленную. Только в Церкви Господь ведет человека к спасению. Еще Святой Киприан Карфагенский в 4 веке сказал: «Extra Ecclesiam nulla salus» [Вне Церкви нет спасения. – лат.]. И не может быть веры вне Церкви.

Что Вы можете пожелать современной молодежи?

Чтобы она держалась за Церковь, за Бога и друг за друга. За тех верующих, которые находятся в Церкви. Потому что сегодняшний мир – это мир абсолютно других ценностей и культуры, которые не являются ценностями Евангелия. Молодежь, которая отрывается от Церкви – это маленькие лодочки, которые отрываются от корабля. Они погибнут. Их накроет волной этого мира. Кто не держится за Церковь и за дружбу с верующими людьми, тот не сможет пережить кризис. Поэтому то, что я хочу пожелать: держаться за Церковь всеми силами, как человек держится за спасательный круг. Если они не хотят утонуть в этом мире.

— Спасибо Вам за беседу!

Отец Петрос Есаян с Отцом Лукашем и молодежью Прихода Непорочного Сердца Божьей Матери г. Иркутска
Отец Петрос Есаян с Отцом Лукашем и молодежью Прихода Непорочного Сердца Божьей Матери г. Иркутска

Материал Алины Навасардян