Найти тему
Блог Эвелины Гаевской

Женщина-дочь и женщина-мать: обзор образов женских героинь в современном кино

Оглавление

В выходные по традиции немного о кино. 

Сейчас модно делать кино про психопатов. Огромное количество фильмов есть, и про мужчин, и про женщин, и про пары. Честно говоря, хоть я с интересом смотрела фильм «Убивая Еву», глубина смыслов того сериала мне как-то то ли недоступна, то ли неинтересна. Хотя при несомненном качестве этого фильма, в нем, конечно, есть более глубокие смыслы, чем просто идея взлома социальных норм из-за непройденной сепарации от матери.

Однако, интересный момент. Если вспомнить первую пришедшую в голову героиню из современного кино, почему-то окажется, что сюжет как-то связан с криминалом.

Эвелина Гаевская , соцсети @evelinagaevskaya
Эвелина Гаевская , соцсети @evelinagaevskaya

Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.

В этой статье — обзор нескольких современных фильмов и сериалов, где главной героиней является женщина.

Рубрика #чтопосмотреть_eg

Я делала уже публикации о зарубежных фильмах с женскими героинями:

Психолог рекомендует: женский сериал про патологоанатома
Блог Эвелины Гаевской
20 июня 2020
Сериал «Дело»: основной инстинкт, древняя профессия и маркетинг
Блог Эвелины Гаевской
19 апреля 2020
О чем фильм «Аферистка», мнение психолога
Блог Эвелины Гаевской
30 мая 2021
«Счастье быть одной». Психолог рекомендует фильм
Блог Эвелины Гаевской
4 сентября 2020

Сегодня хочу немного про отечественный кинематограф.

На мой взгляд, и у нас, и у них, в кино показывают и иногда эксплуатируют определённые  типажи. В некоторых сериалах, типа набившего оскомину «Sex & The City» женские персонажи словно бы тортик, разрезаний на 4 части, каждая из частей дополняемся тремя другими. То есть, будто бы это не разные самостоятельные личности, а четыре субличности одной.

В отечественном сериале «Настя, соберись» недвусмысленно показано, как примерно выглядит разделение на субличности.

Когда образ героини все-таки более целостный — более ярко проявляются главные черты.

Итак, образы.

-2

Психопатка

Этот образ в наших фильмах иногда очень чернушный, лично я даже смотреть не собираюсь («Дылда»), или же образ «два в одном»: женщина-дочь-психопатка («Пропавшая»)

А в западных фильмах образ психопатки иногда более самостоятельный, но обычно смотрится не настолько тяжело («Аферистка», «Исчезнувшая»), наверное от упаковки зависит.

Женщина-психопатка это такая «недобрая женщина», у неё отсутствуют традиционно навязываемые женщинам характеристики, согласно которым женщина должна:

  • следовать за мужем, любить его и физически хотеть
  • любить детей, хотеть их рожать

Психопатка может быть и замужем, даже родить ребёнка, но все это ради ее каких-то эгоистических целей, все это — лишь средство. 

Возможно, образ психопатки в кино интересен и популярен тем, что он показывает женскую самостоятельность и автономность в современном обществе. За эту самостоятельность придётся заплатить цену.

Сериал «Убивая Еву», пожалуй, объединяет в себе и образ психопатки, и субличности мать/дочь.

-3

Дочь

Дочерний тип женщины — это тип, по отношению к которому  в патриархальной системе возможно проявлять любовь в виде заботы и опеки. Естественно, он эффектный. 

В нашем кино этот образ в фильмах:

«Притяжение»

«Вторжение»

Фильмы рассчитаны на подростковую аудиторию, поэтому героиня — взбаламошная глупенькая дочка статусного отца. В такой концепции основная функция героини сводится к нарушению социальных правил, которые создают проблемы другим людям, решение чего берет на себя заботливый (контролирующий) отец. И все ради романтической любви, идея о которой получила распространение в средневековой Европе, в связи с проблемой социального конфликта за власть между мужчинами патриархального общества. Романтическая любовь всегда несчастна, если что.

Повзрослевшую дочку мы видим в фильме Метод. Взбалмошная протестующая против правил отца дочка находит себе другую, асоциальную отцовскую фигуру, в лице главного героя. Как самостоятельная героиня «дочь» существовать не может, только в слиянии с героем. Это патриархальные условия для женщины — несамостоятельность и зависимость от мужчины, от отца и мужа. Такая модель одновременно и защищает женщину, и ограничивает. И романтическая любовь , конечно же, красной нитью.

Вариант одинокой женщины-дочери показан в фильме «Нежность», я недавно о нем писала. 

Ещё по теме

-4

Мать

Взрослые женщины в кино — прекрасны. У них, как правило, есть уже некое прошлое, бэкграунд. Какие-то социальные достижения, профессия, семья. И есть потери: развод, смерь близких и потеря работы. По каким-то причинам (травма, нарушение должностных полномочий) у этих женщин есть сложности с профессиональной реализацией. И конфликт с мужчинами, из прошлого.

Наши два фильма показывают этот образ современной женщины:

Бэкграунд героини сериала «Заключение» слегка вызывает ассоциации с вышеупомянутым американским сериалом про патологоанатома (см ссылку). Такая же завязка сюжета: женщина-хирург по неким причинам не может продолжать оперировать и начинает работать судмедэкспертом.

Героиня сериала «Спроси Марту» тоже имеет некоторые клише, а именно — шаблонный конфликт с мужем-абъюзером.

Но факт в том, что сам по себе архетип матери в киношных образах — это не мать-наседка, не благополучная матрона, статусная жена и мать семейства.

Это образ во-первых, женщины без мужа. А во-вторых, архетипически, это образ некоей «бабы-яги» — зрелой женщины, живущей особняком, владеющей знаниями, за которыми к ней обращаются герои-Иванушки, ищущие свой путь. В западных фильмах такая женщина более социализирована, чем в наших, почему-то. Например, та же патологоанатом из «Следствие по телу» обожает дорогие сумки и туфли. Майор полиции Кандис Ренуар обожает розовый цвет, живет вместе с детьми, большой семьей. Возможно, эти детали делают героинь более реалистичными, живыми, похожими на многих реальных женщин. А может, у нас просто другая ментальность, и/или отношение к моде и стилю? Но герои-мужчины рядом с такими женщинами обычно с какими-то проблемами, одиночеством и вообще они часто сыновнего типа.

Так или иначе, взрослые героини материнского типа в нашем кино — это про социальную власть и смыслы, а не про удовольствие от жизни. 

Но почему-то, независимо от страны происхождения фильма, сюжет с такими героинями связан с криминалом, со смертью.

Дающая жизнь обрекает на смерть?

Или, может, взрослые женщины просто что-то знают о жизни?

А возможно, такие фильмы просто отражают социальный тренд на самостоятельность и автономность женщин, требующих от женщин быть взрослыми, зрелыми. Способными помочь растерявшимся мужчинам. Ведь кинематограф, как известно — важнейшее из искусств.

Надеюсь, какие-то сериалы и фильмы из подборки вас заинтересовали.

Поделитесь в комментариях, что рекомендуете посмотреть)

Ваш реалистичный психолог

 Эвелина Гаевская

Информация о консультациях автора канала