Найти тему
Русский След

Почему секретная воздушная трасса от Аляски до Сибири стала настоящей дорогой жизни для СССР в годы войны

Оглавление

...Но вот удача – метров через 150, за поворотом расселины мы увидели шасси. По размерам и форме угадывался транспортный самолёт. Ещё метров сто вверх – звездообразный двигатель, ещё минут двадцать в гору – и вот ещё один. Маркировка советская, нет сомнений – это наш транспортный ЛИ-2...

Небо снова "упало" на краю земли, а это значит, что мы никуда не летим и у нас есть время написать несколько строк…

Уже второй поисковый сезон работает экспедиция Русского географического общества, обследуя аэродромы воздушной трассы АЛСИБ. В том числе, занимаясь разведкой мест падения самолётов, которые были потеряны при перегоне с Аляски до Красноярска во время Второй мировой войны. Трасса АЛСИБ – Аляска-Сибирь – это американская терминология, перекочевавшая к нам после 1991 года. Наше название – с 1942 года «Красноярская воздушная трасса» (КВТ), а чуть позже – «Воздушная трасса Красноярск–Уэлькаль».

-2

Что же такое секретная воздушная трасса АЛСИБ?

22 июня 1941 года с началом Великой Отечественной СССР потерял не только огромные территории и боевую технику, в том числе авиационную, но и огромные производственные мощности. На фоне продолжавшегося наступления немцев необходимо было восполнять потери в боевой технике, вооружении, боеприпасах… Причём восполнять достаточно срочно – в тот момент речь шла о существовании страны. Никак не меньше. Часть задачи была решена союзниками уже осенью того же года – по программе лэнд-лиза в СССР пошли военные поставки. Маршрутов было несколько. Северные конвои шли через Мурманск и Архангельск, южный – через Иран. Для перегона авиационной техники было принято решение разработать маршрут между Аляской и Красноярском, через Чукотку и Якутию, построив в кратчайшие сроки систему основных и запасных аэродромов в самых труднодоступных местах с крайне суровым климатом. Что и было сделано – к октябрю 1942 года 26 аэродромов были построены, и пять сформированных в Иванове перегоночных авиаполков приступили к перегону самолётов из американского Фэрбенкса до Нома и далее на Чукотку. Перегоняли челночным методом – эстафетой. Как ямщики между почтовыми станциями в старину.

Трасса стала своеобразной Дорогой жизни для всей страны. Этим маршрутом за годы войны отправились на фронт 8094 самолёта. Общие поставки авиационной техники по программе лэнд-лиза за годы войны – около 22 тысяч самолётов. Это 20% от авиационной техники, произведенной нашей промышленностью. Вклад, может, и не решающий, но существенный. Особенно учитывая тот факт, что поступать техника начала в самый решающий момент для нашей страны – уже через несколько месяцев после начала войны. Разумеется, были потери. Часто меняющиеся погодные условия на маршруте, достаточно суровый климат, сложный рельеф, простейшие средства навигации – всё это приводило к потерям: 81 самолёт был потерян, 115 лётчиков погибли. Основные причины - обледенение, отказ техники при низких температурах и потеря ориентации из-за частых туманов.

-3

Мы на Чукотке меньше двух недель, но уже успели оценить все прелести местной погоды. Для нас основной способ разведки – это вертолёт, а метеоусловия частенько прибивают нашу "стрекозу" к бетону. Иногда на несколько часов. Или дней. Наша основная группа "экспедиционеров" добиралась до Чукотки транспортным самолётом больше недели! Почему так долго? Ответы отпадают, как только сам попадаешь на этот туманный полуостров.

Метеоусловия частенько прибивают нашу "стрекозу" к бетону
Метеоусловия частенько прибивают нашу "стрекозу" к бетону
-5

Пролетая по маршруту и вглядываясь в иллюминатор, как в телевизор, можно не только любоваться невероятными красотами Чукотки, но и включив воображение, представить себя на месте лётчиков, которые из яркого солнца влетают в полнейшее «молоко», в котором не видно даже своего крыла, а соседа по группе и подавно.

Невероятные красоты Чукотки - в иллюминаторе
Невероятные красоты Чукотки - в иллюминаторе
-7

Шла война, и эстафета должна была работать, как хорошо смазанный механизм. Несмотря на всю совокупность обстоятельств того времени – климат, дикая природа – лётчиков искали. Практически сразу после обнаружения пропажи снаряжались поисковые партии, в которые входили и местные жители. На сегодняшний день не найден и не похоронен всего один экипаж!

Правда, места обнаружения падения самолетов описывались весьма приблизительно. К тому же информация за прошедшие годы никем не консолидировалась. Экспедиции РГО предстоит поработать по аэродромам. Выявить и вывезти на Большую землю часть обнаруженных фрагментов техники, как наземной, так и авиа, представляющей историческую ценность. Вывезти, но не насовсем, а на время проведения Всероссийской выставки, посвященной 80-летию АЛСИБа. Дата, однако, круглая и значимая для памяти страны.

Впоследствии вывезенные «на материк» экспонаты будут возвращены обратно – чтобы они превратились в местную достопримечательность, стали центром притяжения для туристов и путешественников, интересующихся такими необычными объектами.

Если говорить об аэродромах АЛСИБа, то тут всё чуть легче – координаты известны. Правда, дорог туда нет – только вертолеты МИ-8 или МИ-26. А вот места падения – это отдельная песня, это горы и тундра, причём перерезанная вдоль и поперёк сетью десятков тысяч ручьев и речушек.

-8
-9

Но, как говорил Глеб Жеглов, главное – это работа со свидетелем! Поэтому, пока наш транспортный борт не летит, спотыкаясь о непогоду, мы решили рассказать местным жителям о целях экспедиции и о теме будущего фильма в эфире на чукотском радио. Носит оно, кстати, красноречивое название «ПУРГА-РАДИО» – для края земли, где пурги задувают по полгода, весьма креативно. А главное – в точку! В общем, кинули «клич в массы», обратившись к местным радиослушателям – с просьбой выйти на связь, если у них есть сведения о местах падения самолётов.

Вадим Витовцев и Алексей Никулин
Вадим Витовцев и Алексей Никулин

Буквально на следующий день на связь вышел Анатолий Яковлевич Тынеру, как сказали бы о нём в прошлые годы – «знатный оленевод». Дядька оказался открытым и очень харизматичным. Причём выяснилось, что наш режиссер Вадим Витовцев его хорошо знает – он снимал про Тынеру фильм несколько лет назад. Встретились, как старые друзья. Он нам указал примерное место падения самолёта и дал ориентиры. Как говорят в таких случаях – земля круглая.

Олег Подклетнов
Олег Подклетнов

Получив координаты, мы с руководителем экспедиции РГО Олегом Подклетновым, решили не терять времени, не ждать основной группы и отправились на следующий день на разведку. После нескольких пролётов удалось зацепить на склоне горы фрагмент. И – удача! Большой кусок крыла лежал на склоне, слегка засыпанный камнями и укрытый бедной полярной растительностью.

-12

Командир МИ-26 дал нам два часа – высадил и улетел. Сначала зацепились за небольшой фрагмент, а затем, примерно, представив траекторию «дрейфа» обломков, пошли вдоль расселины в сторону вершины. Сначала попадались совсем небольшие фрагменты части фюзеляжа. Очевидно, камнями и снегом их стащило в самый низ. Потом пошли фрагменты крупнее, в том числе – крыльев. Сохранившаяся зелёная краска недвусмысленно говорила о том, что самолёт военный, но никаких номеров или знаков обнаружить не удавалось. По мере подъёма в гору стали попадаться фрагменты всё крупнее. Правда комары и мошка совсем озверели – подниматься в гору стало тяжелее – местные кровососы придали нашим потным лицам густой серый оттенок. Мы стали для них едой. На одном из фото хорошо виден силуэт одного из этих… монстров. Ну и я на фоне))

-13
-14

Но вот опять удача – метров через 150 за поворотом расселины мы увидели шасси. По размерам и форме угадывался транспортный самолет. Ещё метров сто вверх – звездообразный двигатель, ещё минут двадцать в гору – и вот ещё один. Маркировка советская, нет сомнений – это наш транспортный ЛИ-2. Картина катастрофы стала понятна – вероятно в тумане самолёт врезался в вершину горы – там мы нашли самые большие фрагменты центроплана, крыльев, фюзеляжа.

По найденной табличке мы примерно узнали и время его гибели – в конце 40-х.

-15

Летчики гибли на трассе и в годы войны, и после войны, когда не было смертельной ставки. Эти края не суровы и не беспощадны – они сугубо равнодушны к человеку.

Воздушная трасса АЛСИБ работала и после войны. Это наш РУССКИЙ СЛЕД, в самом лучшем и героическом смысле этого выражения, оставленный нашими лётчиками, техниками, строителями, метеорологами, местными жителями. Но мы люди справедливые и не забудем помощи американского народа в самый драматический период нашей истории. Именно поэтому большинство исторических объектов – а это техника, произведённая в США в годы войны, - займёт центральное место в экспозициях после окончания экспедиции. Она расскажет о том периоде, когда два великих народа были вместе. Но и американцам следует помнить о своих словах, выгравированных на часах для бойцов и командиров Красной армии: «ГЕРОЙСКОМУ НАРОДУ СССР».

-16

Первая разведка вполне успешна – мы пристрелялись. Участники экспедиции РГО уже заброшены на аэродром Танюрер и приступили к основной программе. Мы же продолжаем разведку по местам возможной гибели самолётов АЛСИБа и работаем в контакте с местными энтузиастами и поисковиками. Снимаем фильм. И, разумеется, каждое утро вглядываемся в серое небо в надежде увидеть голубой просвет.

-17

Алексей Никулин

Честь имею!

Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.

#путешествия #русский след #алексей никулин #моя планета

#ленд-лиз #алсиб #чукотка #рго #великаяотечественнаявойна