10,2K подписчиков

Электромагнитный клапан адсорбера часто не продувается и создает много проблем: простые и эффективные способы проверки

23K прочитали

Каждый автовладелец понимает, что топливный бак не обладает 100% герметичностью, из него выделяются испарения топлива, особенно в жаркую погоду на заправке.

горловина бензобака
горловина бензобака

Испарения топлива столь малы, что бояться их утечки не стоит, хотя, и отвергать факт летучести паров никто не станет. По экологическим нормам каждый современный автомобиль оборудован системой по улавливанию паров бензина, испарения которого могут попадать в атмосферу. Главным элементом данной системы является адсорбер - емкость с адсорбентом (активированным углем).

Соединение адсорбера с бензобаком происходит через трубки. При любом состоянии двигателя (рабочем и нерабочем, только в разной степени) летучие углеводороды бензина по трубкам поступают в адсорбер. Здесь они улавливаются углем и оседают на него своеобразным конденсатом. Уголь намокает, нейтрализуя пары бензина.

С впускным коллектором адсорбер соединяется посредством электромагнитного клапана, который в простонародье называют клапаном продувки адсорбера.

электромагнитный клапан https://clck.ru/sKCmm
электромагнитный клапан https://clck.ru/sKCmm

При неработающем двигателе поднимающиеся пары бензина поднимаются и упираются в специально встроенный сепаратор. Он конденсирует пары и направляет обратно в топливный бак.

При рабочем двигателе улавливание паров происходит через электромагнитный клапан, который в определенный момент приоткрывает контролер. Тогда в адсорбере создается разряжение, и незначительная часть паров бензина, минуя сепаратор, под давлением затягивается в него.

Разряженный воздух быстро проходит сквозь уголь, захватывает скопленную влагу, пары топлива и тянет их за собой на впуск, далее в цилиндры на дожигание. Таким образом происходит продувка адсорбера свежим воздухом, уголь в емкости адсорбера высыхает.

Получается так, что при работающем двигателе клапаном адсорбера управляет контролер. Его управление не хаотичное, а последовательное.
1. Пуск двигателя.
2. Нагрев датчика кислорода до оптимальной температуры, чтобы начал выдавать устойчивый сигнал.
3. Электронный блок управления (эбу) считывает сигнал с датчика и осуществляет контроль работы клапана, т. е. дает команду на его открытие. Через приоткрытый клапан в цилиндры просачиваются пары топлива с воздухом. Датчик улавливает воздух и отсылает сигнал контролеру, который регулирует впрыск на форсунки. Затем контролер по датчику диагностирует поступившие пары топлива. Если показания датчика нормальные, значит система улавливания паров функционирует правильно. Если показания завышены, либо занижены, контролер фиксирует несоответствие нормы поступившего воздуха через электронный клапан продувки адсорбера и передает сигнал ЭБУ, который выводит неисправность на приборную панель в виде мигающего "чека".

Если вовремя не выяснить, почему загорелась лампочка "чек", клапан перестает продуваться и часто выходит из строя. Из-за скопившегося конденсата сам адсорбер застаивается. Эту неисправность можно почувствовать в виде: возросшего расхода топлива, плавающих оборотов, сопровождается стуком на "холодную", при резком закрытии дроссельной задвижки чувствуется сильная просадка оборотов и др.

Как проверить клапан адсорбера? Для этого существует несколько простых и эффективных способов.

При плавающих оборотах необходимо потихоньку начать откручивать крышку с топливного бака и хорошо прислушаться. Если во время откручивания слышится продолжительное шипение - это верный признак отсутствия продувки.

При возросшем расходе топлива, можно не ощутить никаких заметных проявлений неисправности, двигатель работает ровно, с оборотами тоже порядок и на хх проблем нет. Однако клапан может не продуваться или продувка неравномерна. Как это выяснить? В разъем подсоединить 2Ватт лампу и посмотреть, как реагирует. Если лампочка мигает - клапан неисправен.

При просадке оборотов иногда клапан забивается, что приводит к негерметичности закрывания, а иногда и вовсе к заклиниванию. Как произвести проверку? Заглушить мотор, снять трубку (шланг), идущую от клапана к дросселю (патрубку) и потихоньку в него подуть ртом. В случае беспроблемной продувки - клапан неисправен.

При стуках на "холодную" необходимо наоборот, завести двигатель, дождаться прогрева и притронуться ладонью адсорберу. Вновь отсоединить шланг, но в этом случае не дуть воздух в него, а вытягивать из него, через шланг должны пойти импульсные рывки. Если они есть, то клапан рабочий, если не продувается или продувка равномерная без импульсов, значит клапан нерабочий. Нажмите «палец вверх» и подпишитесь на канал «АвтоГараж».