Найти в Дзене
История Нетипичная

Шотландская дева

Перед вами гравюра немецкого художника эпохи позднего Возрождения Лукаса Кранаха Старшего «Усекновение главы апостола Матфея». Выполнена она в 1532 году. Великомученический сюжет в изобразительном искусстве - вещь, как известно, не уникальная. Как для самого художника (на его гравюрах перманентно кто-то страдает), так и для мировой живописи. То же "Усекновение головы Иоанна Предтечи" имеет какое-то бесчетное количество версий. Классический сюжет, ничего удивительного.    Но здесь-то кое-что удивительное есть. Мало того, что непонятно откуда Кранах черпал сюжет. Все же по канону не Матфею (Левию Матфею), ни Матфию голову, вроде как, не отрубали. Так еще и способ приведения казни в исполнение для такой картины не обычен. Типичное усекновение - работа мечом. Посмотрите по многочисленным аналогам. Здесь же у нас налицо практически мадам Гильотина.  И да, понятно, что и к путешествиям во времени для изображения библейских сюжетов мы привыкли: вон вокруг тоже явно не римляне в доспехах ра

Перед вами гравюра немецкого художника эпохи позднего Возрождения Лукаса Кранаха Старшего «Усекновение главы апостола Матфея». Выполнена она в 1532 году.

Великомученический сюжет в изобразительном искусстве - вещь, как известно, не уникальная. Как для самого художника (на его гравюрах перманентно кто-то страдает), так и для мировой живописи. То же "Усекновение головы Иоанна Предтечи" имеет какое-то бесчетное количество версий. Классический сюжет, ничего удивительного. 

 

Но здесь-то кое-что удивительное есть. Мало того, что непонятно откуда Кранах черпал сюжет. Все же по канону не Матфею (Левию Матфею), ни Матфию голову, вроде как, не отрубали. Так еще и способ приведения казни в исполнение для такой картины не обычен. Типичное усекновение - работа мечом. Посмотрите по многочисленным аналогам. Здесь же у нас налицо практически мадам Гильотина. 

И да, понятно, что и к путешествиям во времени для изображения библейских сюжетов мы привыкли: вон вокруг тоже явно не римляне в доспехах расположились. Но вроде как во времена Робеспьера нас в таких случаях не кидали. 

Впрочем, оставим Робеспьера. Я надеюсь, в 2020 уже не нужно рассказывать, что Жозеф Гильотен не изобретал гильотину и вообще был противником смертной казни. А сам механизм был позаимствован его французскими популяризаторами у шотландцев с ирландцами и назывался "шотландской девой".

Оригинальное средство отделения голов от туловищ появились в Эдинбурге, вследствие своего рода технической революции, когда в 1563 году городской палач констатировал, что его меч пришёл в негодность. Вроде как предполагалось тупо сделать аналогичный, как вдруг нашелся подрядчик по имени Патрик Шэнг. Последний начертил конструкцию (за что, кстати, получил аж цельных 2 фунта по квитанции). Ну а с помощью ещё двух молодцов, Джорджа Тода и Эндрю Готтерсона, воплотил её в жизнь. Машинка была сделана из добротного дуба, путём сбора-разбора вполне могла поддерживать гастрольный образ жизни, неся правосудие в отдалённые города и веси. И, как минимум, разок она отправлялась в странствие - на казнь некоего Уильяма Гиббсона в городе Лейте (об этом сохранился счёт за перевозку) в 1591 году. 

Судя по документам, "дева" начала работу уже в 1564 году. Правда, график ее работы нельзя назвать плотным. Число клиентов "шотландской девы" с 1564 по 1710 едва перевалило за полторы сотни (то есть расчехляли агрегат в среднем раз в год). Как-то не очень похоже на смертельное эгалитэ по-французски с его почти конвейерным размахом. 

Тут, на самом деле, довольно интересно получается. Максимально демократичный, быстрый и беспристрастный для той поры способ лишения жизни по приговору суда был внедрен в то время, когда казнь еще являла собой нечто вроде публичного ритуала, элемента зрелища и досуга, собиравшего толпы людей. И собиравшего вполне сознательно. Возможно поэтому, кстати, он и не прижился полноценно. Палач с мечом поэпичнее будет. 

А потом способ возродился и получил развития во времена бурного интереса к ценностям гуманизма, правам человека, просвещению и максимального размежевания казни от конкретной личности. Тогда, собственно, были и поставлены рекорды по его применению. 

По замыслу Гильотена, казнь должна была отвечать принципам практически медицинским: если и быть, то максимально быстрой, безболезненной и сокрытой от посторонних глаз. Последнее решало вопрос десакрализации события. 

К слову, именно для этих целей во времена всеобщей гильотинизации

приговоренным к казни запрещалось обращаться с последним словом к присутствующим. А толпу от эшафота старались оттеснять солдаты. Народу как бы намекали: это больше не представление для вас, а часть рутинной работы государственного механизма. 

К примеру, место казни Людовика XVI оцепили 15 тысяч солдат. Что предполагало кордон метров в триста между эпицентром события и публикой. 

Так что, зная историю и сущность гильотины, как-то не вяжется она ни с усекновением головы апостола, ни с Шотландией XVI века. Да и датировка гравюры ранее первого документально подтвержденного случая использования орудия ясности делу не добавляет...

Больше текстов в паблике https://vk.com/netipistory

Подписывайтесь!

#гильотина, #смертнаяказнь, #шотландскаядева, #история,