Найти тему
Будни обывателя

С ПРАЗДНИКОМ, РЫБАКИ!

Вот это плавсредство очень похоже на СРТР-400 "Краснокутск".
Вот это плавсредство очень похоже на СРТР-400 "Краснокутск".

Я все время забывал, когда его отмечают этот праздник. Как-то еще в прошлом веке приехал к своему дядьке в деревню на материке, и там мы отметили День рыбака во второе воскресенье июня… И только в июле понял, что как раз на месяц промахнулся с торжеством… Пришлось отмечать еще раз.

В общем, в рыбаки я попал совершенно случайно, когда неожиданно для самого себя уехал на Камчатку с благодатного российского юга. Уехал, так сказать, в никуда, потому что на Камчатке у меня не было ни родных, ни знакомых, и поэтому ночевать поначалу пришлось чуть ли ни на улице. Благо помогли добрые люди.

А началось мое пятнадцатилетнее рыбацкое приключение с Управления промыслового флота камчатского межколхозного производственного объединения, с должности матроса первого класса на среднем рыболовном траулере рефрижераторе (СРТР- 400) «Краснокутск».

Я не с бухты-барахты полез на колхозный флот, у меня за плечами было мореходное училище и диплом штурмана малого плавания. А так как опыта работы у меня почти не было (два года на судах технического флота), то и предложили мне в отделе кадров этой межколхозной конторы должность матроса… как бы для начала.

В общем, первые азы рыбацких будней я познавал на старой-престарой калоше СРТР-400, которая рефрижератором была еще во время спуска на воду, а во время моего на нем пребывания, рефустановка уже не работала.

Наше «отплытие» из Петропавловска для меня было откровенно шокирующим. В те времена махрового социализма каждую рыболовную калошу, которая на свой страх и риск выходила в море, обязательно проверяли пограничники (не абы как в своем штабе, а с выездом на рейд).

В общем, когда к нашему траулеру подошел пограничный катер, и в кают-компанию прибыл пограничный наряд, из экипажа отсутствовал только старший тралмастер, который не смог вылезти из своей берлоги. К нему послали сначала вахтенного матроса… потом вахтенного штурмана, но тралмастер, похоже, плевал на все потуги команды выставить его перед светлы очи стражей границы.

И тогда старший наряда велел притащить тралмастера в кают-компанию такого, как он есть… в любом состоянии. И, наверное, потом пограничник об этом пожалел, потому что когда два матрос приволокли знатного рыбака перед очи пограничных стражей и оставили его без поддержки, он тут же брякнулся на палубу и захрапел, пуская слюни. Ну… еще с него свалились штаны вместе с трусами, предъявив всему честному народу его дряблые белые ягодицы.

Так и валялся наш тралмастер некоторое время, облизывая грязную палубу кают-компании, храпя и всхлипывая во сне, пока пограничники ни покинули судно.

Ходить самостоятельно тралмастер смог только на следующий день, и нас пограничники выпустили в море (конечно, проверив еще раз).

Работать в этом моем первом промысловом рейсе было очень тяжело, и потом уже после моря в отгулах я еще часто ошалело вскакивал ночью с постели, когда мне снился звон авральной сигнализации, означающий выборку или постановку трала. Ловили мы минтай в зимнем Охотском море, и погода тоже не давала нам спокойной жизни (шторма, ледовая обстановка, обледенение и прочие прелести).

Показывает рыбу эхолот,

Но нам опять сегодня нет работы,

Штормует в ожидании погоды

В Охотском море весь колхозный флот.

Это стихотворение я написал, когда уже работал на берегу… вспоминая нелегкие рыбацкие будни.

С похожего красавца я уволился с флота.
С похожего красавца я уволился с флота.

В общем, через пятнадцать лет работы в море, я ушел с флота в должности старшего помощника капитана среднего рыболовного траулера рефрижератора, имея диплом штурмана дальнего плавания. И, конечно, много чего пришлось пережить за это время.

Нынче в Росрыболовстве собираются за пять лет построить больше ста рыболовных судов, и на этой неделе подняли флаги на трех из них. Это современные суда с полным циклом обработки рыбы (фарш, филе, рыбная мука). Да вот только рыбы в морях больше не становится, и уже сейчас ощущается ее дефицит по всему миру (в том числе и в российской экономической зоне). Ни стали бы они на прикол на безрыбье, как стоят без лимитов нынче громадные иностранные траулеры (да и российские тоже). Рыбы нынче в морях и океанах на всех не хватает. Все лимитировано, причем, за деньги. Так что, прежде, чем начать промысел, нужно за рыбу заплатить.

Однако – всех рыбаков с праздником!

Иван ТРОФИМОВ.

Фото из открытого доступа.